Тема № 4: Сущность государства

Сущность права. Понятие права. Признаки права. Принципы права. Аксиомы права. Функции права. Понятие и определение системы права. Предмет и метод правового регулирования как основные критерии выделения отраслей права. Краткая характеристика отраслей права Республики Беларусь. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и внутригосударственное право. Система права и система законодательства.

Тема № 3: Сущность права

Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Как известно, под сущностью в философии понимается то, что составляет суть явления, процесса, вещи, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, определяющих свойства этих объектов. И поскольку действительно правовой регулятор имел разное содержание, принимал разные формы на протяжении тысячелетий, обеспечивался у разных народов разными социальными механизмами, становится теоретически и практически важным выделить самое основное ядро такого социального института, как право.

Зная сущность права, можно всегда в практической деятельности определять те или иные регулятивные системы как правовые и обеспечивать их соответствующими свойствами и, наоборот, не требовать правовых характеристик от регуляторов, имеющих совершенно иное происхождение, назначение, содержание.

Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из них – гносеологический (познавательный) заключается в философской проблеме познания сущего.

Действительно, достаточно ли, например, знания текста той или иной статьи законодательного акта или необходимо выявить правовую норму, которая выражена в этой статье, понимать ее социальное назначение, социальные и даже исторические причины появления и т.д.? Ответ очевиден – только логический подход позволит практически правильно, справедливо, а в необходимых случаях и гуманно применить эту норму. Например, позволит суду вынести обоснованный, справедливый приговор или обоснованное, справедливое решение.

Второй аспект проблемы сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий, определяющий компонент.

Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент. В знаменитой формуле из «Манифеста Коммунистической партии» авторы, обращаясь к классовым противникам утверждают: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же, как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

Классово-волевое понимание буржуазного права, высказанное в этой формуле, было затем распространено и на понимание вообще сущности права.

Но у этого подхода к сущности права сразу же возникают большие трудности. Прежде всего, о какой воле в данном случае идет речь? Воля в психологическом смысле – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Это – принятие решений, борьба мотивов (акт выбора и его реализация). Это – умение перевести свою деятельность, психологическую установку из состояния «я хочу» в состояние «надо, я должен».

Воля в социологическом смысле – это веление (воление), желание, превращенное в повеление, т.е. перевод состояния из «так надо» в – «я так хочу». В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – авторитета, насилия и т.д.

Поэтому, не классовые характеристики отдельных нормативных актов, правовых учреждений определяют сущность права. И происхождение этого социального института, и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности – вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права.

Третий аспект проблемы сущности права. Не во все времена и не во всех обществах ученые юристы соглашались с нормативной природой права, другими, указанными выше сущностными характеристиками права.

О классово-волевой природе права речь уже шла. Но, кроме этого подхода, можно выделить и такие, которые разводят право и закон, и понимают право то как справедливость, то как разумное распределение интересов, то как особое психологическое переживание, психологическое отношение, то как саму упорядоченность общественных отношений, то как конкретные судебные решения споров, то как сознательно творимое устройство общественной жизни, то, наконец, как нечто стихийное, развивающееся независимо от воли и общественного сознания регулятивное явление.

Все это означает, что право прошло большой путь от социальной критики, общих пожеланий и обещаний мира, благоденствия, которые содержались в самых первых законах царей раннеклассовых обществ, через изощренную конкретику первых кодексов (например, за кражу черной коровы с белым пятном на лбу – то-то), затем уже через переходы к неким логическим обобщениям – «за кражу крупного скота – то-то», затем – «за кражу чужого имущества», затем – к разветвленным и все более интегрирующимся в единое правовое пространство современным правовым системам. И в этом тысячелетнем процессе немало было такого, что иногда позволяло переходить от сущностей одного порядка, к сущностям другого порядка, углублять или, наоборот, вульгаризировать взгляды на право, на его основные характеристики.

Примитивизированное понимание сущности социалистического права как классового инструмента для строительства коммунистического общества и подавления классовых противников, «врагов народа», постепенно было заменено в концеXX века представлениями о сущности права как некой нравственной ценности, как о справедливости, как о естественном явлении в отличие от законов, «даруемых» обществу государством.

Иными словами, динамизм права приводит к его большому социально-регулятивному многообразию и многовариантности, изменению его роли и места в различных обществах и, соответственно, к различным подходам к познанию и определению его сущности. Это надо иметь в виду и, естественно, не догматизировать различные подходы к сущности права. Вместе с тем нельзя допускать и расплывчатость, аморфность в понимании сущностных характеристик права, так как тогда неизбежны различные теоретические и практические беды. Право, как и государство, имеет четко определенное социальное назначение.

В самом общем виде право представляет собой специфический социальный регулятор, т.е. регулятор отношений людей.

Но такое определение можно отнести и к другим регуляторам отношений людей: нормам морали, нравственности, религиозным нормам.

Отличие права от иных социальных регуляторов:

1. право характеризуется общеобязательностью, т.е. распространяет свое действие на всех, кто находится на территории данного государства;

2. формальная определенность права, т.е. в праве четко, ясно и недвусмысленно формулируются права и обязанности участников общественных отношений;

3. нормативность, т.е. право состоит из норм, правил поведения людей;

4. принудительность, т.е. право опирается на принудительную силу государства;

5. право действует при помощи ни одной отдельно взятой нормы, а при помощи системы норм. Т.о. праву свойственно стремление к системности.

Таким образом, право – система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционируемых государством и охраняемых им.

Принято различать объективное право и субъективное право.

Объективное право – это действующая в каждой стране система норм права. Именно объективное право имеется в виду когда говорят: «Действующее белорусское право» и т.д.

Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта права.

Структура субъективного права:

1. право на собственные активные действия или бездействия;

2. право требования;

3. право притязания.

Пример: субъективное право собственности:

1. право активно пользоваться вещью, право не использовать вещь;

2. право требовать осуществлять свое право, если например кто то этому препятствует. Если право требования не приносит результатов. то остается …

3. право притязания. Право обратиться в суд с иском (т.е. право на защиту).

Субъективная обязанность.

Структура субъективной обязанности:

1. обязанность активного поведения, т.е. обязанность совершать определенные действия;

2. обязанность пассивного поведения, т.е. обязанность воздержаться от совершения определенных действий;

3. обязанность претерпевания негативных последствий своего поведения.

(Например, обязанность трудится).

Существует точка зрения, согласно которой, принципы права – это его отраслевые положения, идеи, которые пронизывают все его содержание.

Согласно такому пониманию можно выделить:

1. принцип единства прав и обязанностей (наличие права у одного связывается с наличием соответствующей обязанности у другого субъекта);

2. принцип формального равенства субъектов права;

3. принцип ответственности за вину. Вина – это психическое отношение субъекта к совершаемому им деянию.

4. принцип сочетания убеждения и принуждения.

5. принцип законности.

6. принцип социальной контролируемости.

Классификация принципов права по отраслям права:

1. общеотраслевые принципы (единство прав и обязанностей; законности).

2. межотраслевые принципы (принцип состязательности).

3. отраслевые (принцип равенства супругов).

Под аксиомой понимается положение, которое принимается как истинное без доказательств, в силу своей ясности и очевидности.

Примеры:

- никто не может быть судьей в собственном деле;

- закон обратной силы не имеет;

- каждая сторона имеет право быть выслушанной;

- нет преступления не указанного в законе.

- доказательства оцениваются, а не подсчитываются.

Под функциями права понимают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей.

Существует мнение, согласно которому все функции делятся на:

- социально-политические;

- собственно-юридические.

Системный подход к функциям.

Функции делятся в зависимости от объекта воздействия:

1. общество;

2. государство;

3. личность.

Общество.

Функции права по отношению к обществу:

1. должно упорядочить, стабилизировать общественные отношения (регулятивно-статическая функция), т.е. закрепляется то, что существует в реальности.

2. должно дать простор для развития и совершенствования общественных отношений (регулятивно-динамическая функция).

3. должно обеспечить охрану сложившихся общественных отношений (охранительная функция).

Государство.

Функции права по отношению к государству:

1. организационная функция (при помощи норм права устанавливаются структура, принципы, компетенция органов государства.

2. управляюще-регулятивная функция (только при помощи права государство ведет общение с обществом).

Личность.

Воздействие права на личность проявляется в том, что право выступает как определенная информация о дозволенном, недозволенном, о хорошем, вредном, поощряемом, запрещаемом и т.д.

А эта информация способствует выработке определенной ориентации в поведении личности.

Поэтому право по отношению к личности выполняет следующие функции:

1. информационную;

2. ценностно-ориентационную.

Множество юридических норм, составляющих право, связано между собой. Эта взаимосвязь придает праву определенную целостность, единство, внутреннюю согласованность. Такое единство и согласованность обусловлены единством регулируемых правом общественных отношений, которые связаны между собой, однако все общественные отношения обладают и отличительными особенностями и качественным своеобразием. В свою очередь общественные отношения «передают» праву эти отличительные особенности и качественное своеобразие. Все группы норм, которые составляют право, также как и общественные отношения, регулируемые этими группами нормам права, многообразны, но в то же время взаимозависимы и взаимосвязаны.

Система права создается не по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой общественных отношений и складывается постепенно, в процессе естественно-исторического развития.

Система (греч. – соединение, составленное из частей) – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений в целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам или принципам. Следовательно, исследование системы права предполагает выяснение того, из каких элементов (частей) она состоит, как они между собой взаимосвязаны, как взаимодействуют, выявить принципы построения и развития, т.е. структурную организацию системы.

Таким образом, система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делением на отрасли, подотрасли и институты.

Первичным элементом системы права является норма права.

Следующим элементом – институт права. Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, институт права собственности в гражданском праве, институт брака в семейном праве, институт гражданства в конституционном праве.

Следующий элемент – отрасль права. Отрасль права – это совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих определенный род, сферу общественных отношений. Например, гражданское право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.

В рамках некоторых отраслей права выделяются подотрасли права. Подотрасль права – это крупная группа норм права, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного виды. Например, подотрасль обязательственного права в гражданском праве, подотрасль наследственного права в гражданском праве, подотрасль военно-уголовного права в уголовном праве, подотрасль социального обеспечения в трудовом праве. Однако не все отрасли права имеют подотрасли. Так, например, процессуальные отрасли права не имеют подотраслей права.

Предмет правового регулирова ния – это те общественные отношения, которые регулируются нормами права.

Предмет отвечает на вопрос «Что регулируется нормами права?».

Предмет является одним из критериев, одним из оснований выделения отраслей права. Его еще называют материальным критерием. Однако бывает, что одни и те же отношения регулируются нормами различных отраслей и поэтому наряду с предметом используется понятие «метод правового регулирования».

Метод правового регулирования – совокупность средств, приемов и способов воздействия на участников правоотношений.

Метод отвечает на вопрос «Как, каким образом, при помощи каких средств воздействия достигается результат правового регулирования?».

Метод правового регулирования – второе основание (критерий) деления системы права на отрасли. Метод называется еще формально-юридическим критерием.

Существует два основных метода:

- императивный;

- диспозитивный.

Диспозитивный метод – это такой метод, когда стороны (участники правоотношения) равны между собой, т.е. возникновение, изменение и прекращение правоотношений зависит от волеизъявления сторон.

Императивный метод характеризуется тем, что стороны не полноправны, т.е. находятся в отношении подчиненности. Для возникновения, изменения или прекращения правоотношения достаточно волеизъявления одной из сторон: субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями (уголовное право, уголовное процессуальное право, административное право). Т.е. метод власти и подчинения.

Также используются методы рекомендательный (аграрное право), поощрительный (трудовое право).

Таким образом, предмет и метод – это основные критерии деления права на отрасли права.

Конституционное право – отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших законодательных, исполнительных и судебных органов, систему прокурорских органов, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, финансово–кредитную систему.

Главным источником этой отрасли права является Конституция Республики Беларусь.

Многие исследователь называют данную отрасль ведущей отраслью права.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Нормы данной отрасли права регулируют большинство имущественных отношений, однако, не все. Часть имущественных отношений регулируются финансовым правом и административным правом. Гражданское право регулирует отношения государственных и частных организаций, кооперативов и общественных объединений между собой и с гражданами, граждан между собой. Нормами гражданского права устанавливается правовое положение лиц и имущества, закрепляются различные виды собственности, правомочия собственника, определяется порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, заключения различных сделок, договоров. Эта отрасль регулирует отношения в сфере обязательственного права, авторского, наследственного права и др.

Гражданским правом охраняются и личные неимущественные отношения такие как, право на имя, честь, достоинство, авторство и т.д..

Для гражданского права характерен диспозитивный метод т.е. равенство участников гражданских правоотношений.

Отношения в сфере гражданского права регулируются на основе норм Конституции Республики Беларусь, ГК Республики Беларусь и другими актами.

Административное право – это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления т.е. в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов исполнительной власти, отношения, возникающие между этими органами, так и между ними и гражданами (отношения дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и т.д.). Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, закрепляют принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение, а также основы административно-процессуальных действий.

Для административного права характерен императивный метод. Т.к. одной из сторон административного правоотношения всегда выступает государственный орган или должностное лицо, наделенное властными функциями.

Нормы административного права находятся главным образом в Конституции Республики Беларусь, КоАП Республики Беларусь, законах, указах Президента, постановлениях правительства, актах министерства, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право – совокупность норм, регулирующих отношения финансовой деятельности Республики Беларусь. Нормами данной отрасли права устанавливаются налоги, другие платежи, порядок их взимания в бюджет, взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных и других органов и организаций по поводу принятия и исполнения бюджета. Нормами финансового права закрепляются основы денежного обращения, порядок осуществления валютных операций и т.д.

Метод – императивный.

Нормы финансового права находятся в Конституции Республики Беларусь, законе о бюджете, о налогах и сборах, других законах, в некоторых акта Президента, Правительства, Министерства финансов и др.

Земельное право – система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли права устанавливаются порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешение земельных споров и т.д.

Земельные отношения регулируются Конституцией, Кодексом Республики Беларусь о земле, другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое прав о – система правовых норм, регулирующих отношения по применению труда наемных работников в организациях, учреждениях, а также другие тесно связанные с ними отношения.

Нормы трудового права определяют порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Трудовое право регулирует вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, разрешения трудовых споров, материальной ответственности.

Также нормы данной отрасли права регулируют порядок социального обеспечения.

Источники трудового права – Конституция Республики Беларусь, ТК Республики Беларусь, законы и другие акты.

Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

КоБС Республики Беларусь.

Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых в обществе преступлениями, и устанавливает уголовную ответственность за их совершение.

УК Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальное право составляет систему правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство). Они регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, устанавливают правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств.

УПК Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное право – система норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.

ГПК Республики Беларусь.

Деление права на публичное и частное было известно уже давно. такая классификация была известна уже римскому праву. Ее применял в своих сочинениях римский юрист Ульпиан, по мнению которого публичным являлось все то, что относилось к положению римского государства, а частным – все то, что относилось к пользе отдельных лиц. Традиция деления права на публичное и частное была воспринята и европейскими правовыми системами и сохраняется до настоящего времени.

В западных источниках господствует позиция, в соответствии с которой основанием деления права на частное и публичное является характер правоотношений между личностью и государством.

В соответствии с этой классификацией частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь личности. Те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права господствуют личные законные интересы граждан и их объединений. Все эти отношения строятся на основе равенства и свободного волеизъявления их участников. В современной юридической литературе к системе частного права относятся те отрасли права, которые обеспечивают, прежде всего, интересы частных лиц – гражданское право, семейное право, трудовое право, жилищное право и др.

Публичное право включает в себя нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и иными организациями. Нормы публичного права связаны с общими (публичными) интересами всех членов общества. В процессе публичных правоотношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права соблюдения действующего законодательства, применять в необходимых случаях меры государственного принуждения. Отрасли публичного права обеспечивают охрану государственного и политического строя, существующую систему общественных отношений. К сфере публичного права относят конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, земельное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право.

Кроме деления права на частное и публичное существует классификация права на материальное и процессуальное.

К материальному праву относятся те отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения. В нормах этих отраслей закрепляются права и обязанности субъектов правоотношений в различных сферах общественной жизни, правовое положение органов и организаций, их структура, формы собственности, определяются деяния, которые признаются правонарушениями, и меры ответственности за их совершение и т.д. Это конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право и т.д.

К процессуальному праву относятся те отрасли права, в которых устанавливается порядок разрешения различных юридических дел.

Это уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право. В нормах этих отраслей права регламентируется процедура реализации норм материального права. Процессуальные нормы не содержат указаний на то, как следует разрешать тот или иной вопрос по существу, а определяют лишь порядок его разрешения. Процессуальные отрасли права «обслуживают» отрасли материального права и не могут существовать без них.

Особое место в правовой системе Республики Беларусь занимает международное право. Нормы международного права не входят непосредственно в систему национального права и образуют самостоятельную систему. Это связано с тем, что они устанавливаются не одним государством, а в силу соглашений между государствами (конвенций, пактов, договоров, уставов международных организаций и т.д.), в соответствии с которыми эти государства принимают на себя определенные обязательства по отношению друг к другу. Международное право подразделяется на международное публичное право и международное частное право. Международное частотное право регулирует имущественные и иные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц. Международное публичное право регулирует отношения между государствами по вопросам правосубъектности государств и международных организаций, правового положения и деятельности дипломатических органов, международных судов, международных организаций и т.д.

Вместе с тем внутригосударственное право тесно связано, тесно взаимодействует с международным правом. В Конституции Республики Беларусь закреплено положение, в соответствии с которым она признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства (ст. 8).

Система права как явление объективное, сложившееся исторически в соответствии со строением (структурой) и характером регулируемых общественных отношений, представляет собой внутреннюю структуру права, внутреннюю его организацию. Система права формируется на объективной основе.

Законодатель, издавая правовую норму, не может поместить ее в любую отрасль права по своему усмотрению.

Норма объективно включается в отрасль права, которая регулирует те же общественные отношения, для регулирования которых эта норма предназначена. Если законодатель принял норму для регулирования трудовых отношений, то он не может помесить ее, например, в отрасль уголовного или гражданского права. Т.е. система законодательства зависит от системы права.

В то же время система права состоит из правовых норм, которые создаются в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов. Следовательно, уже системы права не может быть без системы законодательства.

Таким образом, система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако между ними есть и различия:

1. первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта;

2. в системе права каждая отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Что касается отраслей законодательства, то их предмет регулирования не столь однороден. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не виды, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.д.). Т.е. такие акты могут объединять в себе нормы различных отраслей права и, следовательно, регулируются различными методами. Следовательно, отрасли законодательства могут не соответствовать отраслям права.

Таким образом, система законодательства в настоящее время характеризуется тем, что в нее входят группы отраслей, нормы которых регулируют однородные общественные отношения, составляющие предмет одной отрасли права, т.е. группы отраслей законодательства, которые формируются на основе системы права. Отрасль законодательства и отрасль права здесь совпадают. Например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное, административное законодательство.

Другая группа представляет внутриотраслевое законодательство, выражающее нормы подотраслей и институтов наиболее крупных отраслей права, регулирующих разновидность отраслевых общественных отношений (авторское, жилищное законодательство – в гражданском праве, банковское – в финансовом праве, водное, лесное – в земельном праве). Все эти отрасли законодательства в некоторых случаях включаются нормы других отраслей права.

Третья группа составляет комплексные отрасли законодательства, формирующиеся на основе сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Например, хозяйственное, экологическое, аграрное законодательство.

Кроем того, система законодательства строится по вертикальному признаку. Т.е. по юридической силе нормативных правовых актов.

Система законодательства – совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения

Сущность государства. Признаки государства, отличающие его от иных организаций общества. Понятие формы государства. Характеристика формы правления. Характеристика формы государственно-территориального устройства. Государственно-правовой режим. Понятие и классификация функций государства. Характеристика основных внутренних функций государства. Характеристика основных внешних функций государства. Формы и методы осуществления функция государства.

Сущность – это философская категория, которая отражает наиболее существенные, значимые, закономерные связи и отношения реальности и познания.

Сущность есть внутреннее содержание предмета, который отражается в единстве всех разносторонних и противоречивых форм его бытия.

Сущность – абстрактное понятие.

Чтобы ответить на вопрос о сущности государства необходимо определить причины его возникновения и функции.

И исторический, и современный опыт существования государства позволяет утверждать, что управление обществом – главное в деятельности государства, т.е. это его сущность.

Но это утверждение не дает ответа на вопрос, почему именно государство управляет обществом.

Человеческое общество представляет собой сложное образование. Члены общества различаются по самым разнообразным критериям: по имущественному положению, по профессиональным признакам, по возрасту, демографическим признакам и т.д.

В то же время всем членам общества присущ и так называемый общий интерес – стремление к безопасности, нормализация материальной сферы. И именно сочетание индивидуальных интересов и общего интереса позволяет удерживаться обществу как целому. Гармонизация личных и общественного интересов может быть достигнута с помощью государства.

Таким образом, природе государства присуща двойственность.

С одной стороны, государство выступает как средство осуществления общих интересов.

С другой стороны, государство выступает как средство достижения узко-эгоистических, групповых интересов.

Соотношение этих двух начал: общечеловеческого и группового не является раз и навсегда заданным, точно известным, неизменным. Бывают государства, где власть – выразитель интересов отдельных групп, отдельных слоев. Бывают государства, где учитываются в основном общечеловеческие интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: