Методы управления региональным развитием

Контрольные вопросы

Разделение функций, ресурсов и ответственности

на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Функции регионального менеджмента как конкретные фор­мы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференци­ровать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионально­го менеджмента как инструмента рыночной экономики.

Многообразие функций регионального менеджмента опосредуется широким кругом его задач, рассмотренных ранее. При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регули­рование и стимулирование.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимо­стью осуществления научного прогнозирования социально-эко­номического развития региона и разработкой региональных це­левых программ. Учитывая, что главной целью социально ориен­тированной рыночной экономики является воспроизводство ус­ловий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности че­ловека, функция целеполагания реализуется в процессе экономи­ческой и социальной трансформации хозяйства региона, обосно­вания направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в переходный период, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на россий­ском и мировом рынках, вписываться в межрегиональные и ми­рохозяйственные экономические связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в региональном менеджменте реали­зуется в основном в системе объектов, относящихся к государ­ственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регио­нов. В реализации функции регулирования могут использовать­ся методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объ­екты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализа­ции функции регулирования находятся в определенной зависи­мости от степени зрелости рыночных отношений и их внедре­ния в хозяйство региона. Например, предприятия автомобиль­ного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Феде­рации, могут быть переданы на договорных условиях акционер­ному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъек­ту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а са­ма функция субъекта управления будет сведена по сути к кон­тролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отноше­ния особое место в региональном менеджменте отводится функ­ции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредст­венного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функ­ционируют предприятия и организации, относящиеся к самым раз­ным формам и видам собственности — федеральной, региональ­ной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы

непосредственного воздействия регионального менеджмента право­мерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только мето­ды опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Стимул, как известно, — активный побудитель деятельности предприятий и организаций любых форм собственности. Сти­мулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов регио­на, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции стимули­рования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона че­рез опосредованное воздействие на все объекты, функциони­рующие на территории региона. Так, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муни­ципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта (даже соци­ально значимого и необходимого) общерегионального значения. Однако администрация области может заключить с этим пред­приятием договор, в соответствии с которым предприятие обес­печит какую-то часть финансирования строительства, а админи­страция создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования — освободит от налога на прибыль (части, причи­тающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д.

Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента, следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как отмечалось ранее, перераспределение и взаимодействие функций указанных субъ­ектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.

Этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ — это мощный фактор их сдерживания.

Следует отметить, что и в условиях планово-директивной системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государствен­ной власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательны­ми (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.

Между тем в странах с рыночной экономикой давно отказа­лись от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность — принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законода­тельно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Таблица 6.1

Полнота реализации [9] функций различными субъектами управления в странах с разным типом государственного устройства

Функции А Б В
  2              
1. Жилищное хозяйство ++ + + + ++ + + ++
2. Торговля и бытовое обслуживание, продоволь­ственное обеспечение   +   ++   —   —   ++   +   —   —   ++
3. Здравоохранение + ++ +++ + ++
4. Народное образование + ++ +++ ++ ++
5. Транспорт и связь + ++ +++ + ++
6. Энергоснабжение и водоснабжение ++ + + + ++ + ++ +
7. Строительство жилья и объектов городского хозяйства   ++   +   —   —   +++   +   —   +   ++
8. Охрана окружающей среды ++ + +   ++ + ++
9. Культура и досуг + ++ +++ +++ +
10. Землепользование +++ + ++ +++
11. Охрана правопорядка + ++ + ++ + ++
12. Занятость и рынок труда ++ + ++ ++ +
13. Социальная защита +++ + ++ + +++
14. Финансы и налоговая политика +++ ++ + + ++
15. Планировка и за­стройка населенного пункта + ++ + ++ +++
16. Поддержка рыноч­ных структур и предпринимательства ++ + + ++ ++
17. Внешнеэкономи­ческая деятельность +++ ++ + + + + ++

В табл. 6.1 приняты следующие обозначения:

А — в странах с централизованными экономикой и управлением;

Б — страны с переходной экономикой и реформируемой системой управления (Россия);

В — в странах с развитой рыночной экономикой и развитым мест­ным самоуправлением;

1 — государство;

2 — местные органы;

3 — население;

(+++) функция практически в полном объеме реализуется данным субъектом;

(++) функция реализуется частично;

(+) объем полномочий в рамках данной функции незначителен;

(—) полномочия по реализации данной функции у субъекта практически отсутствуют[10].

Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том, что если в российской практике разграниче­ние функций осуществляется между различными сферами дея­тельности и между различными отраслями хозяйства, то в зару­бежной — каждый субъект хозяйствования наделяется опреде­ленной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрас­ли хозяйства (табл. 6.1).

В России, например, в сфере образования все субъекты управ­ления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления или департаменты образования, район­ные (городские) отделы народного образования. Таким образом, в условиях, казалось бы, четкого разграничения функций между сферами внутри этих сфер у нас действует принцип «все занимаются всем». Например, в странах Западной Европы муниципалитет несет ответственность только за состояние средней школы. В нашей стране, если на территории какого-либо города или рай­она находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность на­равне с региональными и федеральными органами управления.

Необходимость реализации принципа выделенной компетен­ции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального и муниципального хозяйства. Регио­нальный и муниципальный менеджмент сами по себе не гаран­тируют социально-экономическую стабильность в стране, не уст­раняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях прин­цип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной соци­ально-экономической политики. Как отмечалось, компетенция субъектов управления каждого уровня в странах Западной Евро­пы закреплена соответствующими законами.

Например, в Германии принцип выделенной компетенции реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном (зем­ля) и локальном (коммуна). Их субъекты управления осуществ­ляют функции в строгом соответствии с принципом выделенной компетенции и объемом средств, предназначенных для реализа­ции этих функций. Анализ данных, приведенных в табл. 6.2, по­зволяет еще раз убедиться в целесообразности использования принципа выделенной компетенции в процессе формирования и развития механизма взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления.

1. Почему важно формировать региональный менеджмент?

2. Раскройте принципы и методы регионального менеджмента.

3. Каковы функции регионального менеджмента и механизм их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях?

Таблица 6.2

Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун

Сфера выделенной компетенции Сумма средств Таксономические уровни
млрд. ДМ федерация земля коммуна
всего млрд. ДМ % млрд. ДМ % млрд. ДМ %
1. Содержание адми­нистрации 38,7 8,5 22,0 13,9 36,0 16,3 42,0
2. Внешнеэкономическая деятельность 24,0 24,0  
3. Оборона 55,2 55,2  
4. Общественный по­рядок и безопасность 21,9 2,0 9,0 13,8 63,0 6,1 28,0
5. Правосудие 11,2 0,4 4,0 10,8 96,0 8,0
6. Школы 58,3 44,1 76,0 14,0 24,0
8. Наука, НТП 12,6 9,6 76,0 2,7 21,0 0,3 3,0
9. Культура 9,0 0,2 2,0 4,1 46,0 4,7 52,0
10. Социальное обес­печение 539,0 478,0 89,0 23,2 4,0 37,9 7,0
11. Здравоохранение, спорт 48,1 2,2 5,0 12,0 25,0 33,9 70,0
12. Жилье, жилищ­ное строительство, охрана окружающей среды 42,8 5,0 10,7 25,0 30,0 70,0
13. Сельское хозяйство 17,4 12,8 74,0 4,2 24,0 0,4 2,0
14. Энерговодоснабжение, грузоперевоз­ки 27,2 17,6 65,0 7,7 28,0 1,9 7,0
1 5. Связь 32,4 14,6 45,0 9,2 28,0 8,6 27,0

Лекция 7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления

7.1. Что такое развитие?

7.2. Цели и критерии социально-экономического раз­вития региона

7.1. Что такое развитие?

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетани­ях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие регио­на, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевает­ся любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структур­ных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, со­циальные характеристики давно уже стали полноправными по­казателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о де­градации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматрива­ется совместно с развитием социальным. Социально-экономичес­кое развитие включает в себя такие аспекты, как:

• рост производства и доходов;

• перемены в институциональной, социальной и админист­ративной структурах общества;

• перемены в общественном сознании;

• перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического разви­тия большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-эконо­мического развития включает в себя три важнейшие составляю­щие:

• повышение доходов, улучшение здоровья населения и по­вышение уровня его образования;

• создание условий, способствующих росту самоуважения лю­дей в результате формирования социальной, политиче­ской, экономической и институциональной систем, ори­ентированных на уважение человеческого достоинства;

• увеличение степени свободы людей, в том числе их эко­номической свободы[11].

Последние две составляющие качества жизни не всегда учиты­ваются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической нау­ке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона — многоцелевой и многокритери­альный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по сво­ему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каж­дого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: