Финансово-экономическая основа местного самоуправления

Цели финансовых отношений между различными уровнями управления в Российской Федерации

Рамки для установления межправительственных перечислений

Виды межбюджетных поступлений

Финансовая база деятельности органов местного самоуправления (МСУ)

Лекция 16. Финансовая система региона

Контрольные вопросы

1. Что такое метод управления? Суть административных и экономических методов.

2. Какие принципы обеспечивают функционирование объекта управления? Дайте их краткую характеристику.

3. Какие принципы обеспечивают развитие управляемой системы? Дайте их крат­кую характеристику.

4. Формула Грейкунаса.

16.1. Финансово-экономическая основа местного само­управления

Выводы, изложенные в данной главе, касаются налоговой и финансовой ситуации, которая самым непосредственным обра­зом влияет на то, в какой степени органы местного самоуправ­ления (ОМС) могут исполнять свои полномочия в рамках де­централизации.

Вплоть до 1989 г. органы местного самоуправления не испыты­вали проблем в выполнении своих обязательств в основном благо­даря их стабильной финансовой базе. Их финансовая сила под­креплялась денежными перечислениями со стороны федерально­го/регионального правительства, которые согласно предварительно разработанной схеме были нацелены на развитие местности, жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), социальную поддержку, культуру, содействие в трудоустройстве, физическое развитие и спортивные мероприятия, а также на оздоровительные услуги.

С 1989 г. в сфере предоставления услуг органами местного самоуправления наметилась тенденция к спаду, которая достигла колоссальных размеров за последние годы. Данный спад был обу­словлен внешними и внутренними факторами. Среди наиболее важных можно выделить следующие факторы: результаты макро­экономической деятельности, управление налоговой политикой, наблюдение за финансовыми средствами для общественного сек­тора и коллапс механизмов распределения. Значительную роль в решении финансовых вопросов играют федеральные, региональ­ные органы государственной власти, в структуре которых дейст­вуют субнациональные органы управления. Сегодня наблюдается слабое проявление управленческих функций представительных ор­ганов местного самоуправления, слабая система их подотчетности.

В условиях экономических реформ федеральные органы вла­сти приступили к изменению законов. На органы местного са­моуправления была возложена ответственность за все или часть активов на их территориях, им было передано бремя ответст­венности без компенсации потерь в доходных статьях, а также без обеспечения дополнительными финансовыми средствами, не­обходимыми для осуществления новых задач. В то же время ор­ганам местного самоуправления не были предоставлены полно­мочия для выработки собственных необходимых финансовых ресурсов. Им не были созданы условия для сбора собственных на­логовых доходов, а жесткое регулирование все еще действовало в отношении тарифов, пользовательских взносов и иных платежей для обеспечения необходимой доходной базы для местного само­управления. Поскольку в сфере предоставления услуг продолжа­лась тенденция спада, которая в дальнейшем усугубилась, то бы­ло отмечено снижение уровня доходов населения, что оказало сильное влияние на изменение спроса на услуги и слабое управ­ление снижающимися ресурсами в самой структуре органов местного самоуправления.

Федеральное и региональные правительства также испытали дефолт по выплатам субсидий. Федеральное и/или региональные министерства финансов не только не выделяли субсидии, как предусмотрено законодательством, но также не могли приступить к пересмотру базы для установления доходов, например касатель­но ставки тарифов, где все еще учитывалось положение о непол­ной оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг. Потери в доходной части были значительными, принимая во внимание тот факт, что в прошлом выплата субсидий практически полностью покрывала общий бюджет местных Советов. Макроэкономиче­ские показатели, в особенности продолжающийся спад в темпах роста реальной экономики в течение нескольких лет, и высокий уровень инфляции и безработицы — все эти факторы не могли не сказаться на низком качестве предоставления услуг населению органами местного самоуправления.

Введение системы децентрализованных местных органов в 1990 г. Законом о местном самоуправлении позволило перело­жить большую часть ответственности с федерального/региональ­ного правительства на органы местного самоуправления без предоставления им необходимых финансовых ресурсов.

Эти проблемы существуют в муниципальных образованиях и по сей день. Усилия по разрешению некоторых из них, к приме­ру увеличение платы за ЖКУ, не увенчались успехом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: