Введение. Министерство образования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Содержание

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В.В. Мамчун

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Юридический институт

Кафедра теории и истории государства и права

(автор – составитель)

Курс лекций

для студентов ВлГУ,

обучающихся по направлению подготовки – 030900 юриспруденция

(квалификация (степень) "бакалавр")

Владимир – 2013г.


ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ТЕМА 2. КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 3. МЕХАНИЗМ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 4. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 5. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

ТЕМА 7. РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 9.. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ


Актуальность и социальная значимость курса в подготовке бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция. Принятая на референдуме 12 декабря 1993 года Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому Россия есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта конституционная норма-начало в отраслевом законодательстве развертывается в нормативную модель социального государства, элементами которой являются различные нормы, институты и отрасли, регламентирующие различные аспекты отношений в социальной сфере и является.

Совершенствование этой модели и обеспечение максимально полного воплощения в политико-правовую жизнь конституционных положений о социальных и тесно связанных с ними экономических и культурных правах личности на современном этапе развития российского общества является одной из первоочередных задач профессионального юридического сообщества. Решение этой задачи, в свою очередь невозможно без соответствующей профессиональной подготовки, способствовать которой в числе прочих призван и настоящий учебный курс.

Таким образом, необходимость изучения курса основ социального государства обусловлена высокой степенью социальной значимости предмета его изучения – социального государства.

Роль и место курса в структуре учебного плана подготовки бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция. Учебный курс «Основы социального государства» находится в профессиональном цикле в вариативной части основной образовательной программы. Он занимает важнейшее место в структуре учебного плана подготовки профессионального юриста, выступая, с одной стороны, необходимой основой, предпосылкой для изучения отраслевых юридических наук, а с другой, связующим звеном такими учебными дисциплинами как теория и история государства и права, история политических и правовых учений, право социального обеспечения, международное, конституционное, трудовое право в части изучения социальной государственности и предполагает изучение дисциплины «Основы социального государства совместно с указанными выше и иными юридическими дисциплинами, а также такими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, как «Философия», «Социология», «Культурология», «Экономическая теория», «Политология».

Соответствие содержания учебного курса требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс основ социального государства полностью соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Его общая трудоемкость дисциплины составляет3 зачетные единицы, 108 часа, при этом аудиторные занятия составляют 30 процентов учебного времени, а удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах – не менее 30 процентов общего объема аудиторных часов.

Организация изучения настоящего учебного курса предусматривает широкое использование в учебном процессе стандартных методов обучения (лекции, письменные и устные домашние задания, обсуждение подготовленных студентами эссе, защиту рефератов, консультации преподавателей, самостоятельную работу студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям и выполнение домашних заданий) и интерактивными (дискуссии, решение проблемных ситуаций, тестов). При проведении лекционных занятий предусматривается использование в качестве преобладающего метода проблемного изложения, а при аттестации студентов – рейтинговой системы.

Конечные результаты обучения в процессе освоения учебного курса предполагают органичную увязку с осваиваемых знаний, умениями и приобретаемых компетенций со знаниями, умениями и компетенциями в целом по ООП. В результате изучения дисциплины «Основы социального государства» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); овладением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способностью использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способностью к анализу социально значимых проблем и процессов (ОК-9) и профессиональными, в частности способностями: участвовать в разработке нормативно-правовых актов направленных на совершенствование нормативной модели социального государства (ПК-1); осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); толкования правовых актов, регламентирующих социальные права личности и обязанности государства, его органов и должностных лиц, органов и должностных лиц органов местного самоуправления по обеспечению их реализации (ПК-15); преподавания правовых дисциплин освещающих различные аспекты социальной государственности на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); эффективно осуществлять правовое воспитание граждан в духе уважения прав личности, право-законопослушания и обретения правовых знаний, составляющих основу правового сознания личности в правовом и социальном государстве (ПК-19).

Цель и задачи учебного курса. Цель освоения дисциплины «Основы социального государства» состоит в овладении студентами комплексом, основанных на зарубежном и отечественном юридическом опыте, знаний об особом режиме реализации социальной функции государства выраженном в конструкции «Социальное государство», его взаимосвязи с политикой, экономикой, гражданским обществом и правовым государством.

Задачами курса являются:

- развитие у обучаемых понимания актуальных проблем функционирования социального государства, его соотношения с правовым государством и гражданским обществом, процессов их взаимодействия; развития социального государства, его экономического базиса – рыночно ориентированной экономики;

- составление целостного представления о генезисе, моделях, функциях социального государства, его актуальном состоянии, перспективах и возможностях модернизации, углублению и развитию знаний по теории государства и права, конституционному праву, что способствует, во-первых, формированию у обучаемых юридического мировоззрения; расширению юридического и политического кругозора;

- привитие навыков анализа проблем регламентации и реализации социального государства, использования полученных знаний в области разработки и реализации правовых норм регулирующих отношения в области социальной защиты и социального страхования, социального обеспечения, регулирования рынка труда и занятости населения, частно-государственного партнерства в социальной сфере; обеспечения законности и правопорядка; правового обучения и воспитания;

- формирование умений оперирования юридическими понятиями и категориями теории социального государства и правильно использовать выражающую их юридическую терминологию; анализировать нормы и социально-правовые ситуации связанные с реализацией конституционного, трудового, медицинского, пенсионного и др. законодательства;

- выработка навыков владенияэлементарной юридической терминологией; анализа нормативно-правовых актов, составляющих нормативную основу социального государства в России.

Характеристика междисциплинарных связей. Основы социального государства представляют собой специальный курс, развивающий и углубляющий соответствующий раздел общей теории государства и права, в частности, учение о социальном государстве в рамках теории государства. По своим онтологическим основаниям он находится в рамках предмета теории государства, в той его части, которая охватывает закономерности возникновения, становления, функционирования и развития социальной функции государства, достигшего качественного состояния социального. По своим методологическим основам настоящий учебный курс остается в рамках метода теории государства и права и предполагает использование для исследования социального государства всего арсенала методологического инструментария теоретико-правовой науки.

Курс тесно связан с другими разделами теории государства и права и такими учебными дисциплинами профессионального юридического цикла как история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, международное, конституционное, административное, трудовое право, право социального обеспечения, медицинское право. Он опирается на знания по истории политических и правовых учений в части научно-теоретических форм опосредования социального государства, истории государства и права о процессах становления и развития социального государства в зарубежных странах и в отечественной государственно-правовой практике, конституционного права о характеристике прав личности в Российской Федерации, международного права в части права прав человека; трудового права о регламентации права на труд, его охрану и др.; права социального обеспечения о системах социальной защиты, социального страхования, пенсионном обеспечении, работе соответствующих социальных служб, административного права о регулировании прав граждан на образование и др.

Кроме того, настоящий учебный курс, будучи составной частью единой системы социально-гуманитарных знаний профессиональных юристов основывается на соответствующих разделах таких учебных дисциплин как «Философия», «Социология», «Культурология», «Экономическая теория», «Политология» в части освещения соответствующих отраслевых аспектов социального государства.

Особенности авторского подхода к изложению учебного материала. Изложение учебного материала основывается на учете специфики преподавания юридических дисциплин в юридическом вузе и ориентировано на формирование профессионального правового сознания, выработку юридического мышления и навыков профессиональной юридической деятельности.

Курс построен на основе графика и последовательности прохождения учебных дисциплин в учебном процессе подготовки бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция с учетом изучаемых параллельно учебных дисциплин с тем, чтобы обеспечить гармоничное сочетание учебного материала осваимого в рамках курса «Основы социального государства» с учебным материалом иных преподаваемых одновременно учебных курсов.

Материал учебного курса раскрывается в проблемном ключе, предполагая активный, творческий подход студентов к его изучению в рамках самостоятельной работы студентов. Структура учебного материала образована девятью темами, разбитыми на три блока. Первый включает себя темы, создающие необходимые теоретико-методологические предпосылки для специального анализа социального государства раскрывая вопросы сущности государства как социального института, его места и роли в обществе, его механизма и функций. Во втором блоке сосредоточены темы характеризующие генезис социального государства, его понятие, признаки, функции, типологические модели, а также структуру и содержание его социальной политики, ее соотношение с социальной функцией. В третьем объединены темы раскрывающие взаимосвязь и взаимозависимости социального государства с правовым государством и гражданским обществом, а также описывающие процессы становления и развития социального государства отечественной политико-правовой практике и параметры его нормативной и фактической моделей в современный период.

Роль самостоятельной работы студентов в изучении курса. Важнейшим средством освоения курса основ социального государства является самостоятельная работа студентов. Она представляет собой вид активной интеллектуальной творческой деятельности студентов, при котором без непосредственного участия преподавателей они выполняют учебные задания, осваивая учебный материал, охватываемый настоящим курсом.

При изучении основ социального государства используются такие формы самостоятельной работы как письменные работы и изучение литературы, посвященной проблематике социального государства. В числе ее видов используются: аудиторные и домашние контрольные работы, подготовка рефератов, эссе, докладов.

В рамках изучения литературы студенты изучают базовую литературу: учебники и монографии и дополнительную: публикации в периодических изданиях и сети Интернет по проблемным вопросам реализации социального государства в России и за рубежом, а также ведут конспект изученных источников. Конспектирование является необходимым условием полноценного изучения литературы и залогом усвоения студентом содержащихся в них знаний.

В качестве особого вида самостоятельной работы при изучении основ социального государства следует рассматривать подготовку к зачету по курсу. Ее основным отличием от иных видов является то, что при подготовке к сдаче зачета на основе рабочей программы дисциплины студенту необходимо проанализировать различные источники для формирования ответов на конкретные вопросы. При этом, источники не изучаются сплошным методом, а выборочно по оглавлению и ключевым терминам, что способствует более глубокому и системному видению изучаемой проблематики.

Главной целью самостоятельной работы студентов является овладение методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных аспектов нормативно-правовой регламентации и практической реализации социального государства в России и за рубежом. При этом основной ее задачей является развитие умения приобретать научные знания путем личного поиска информации, формирования активного интереса к творческому подходу в учебной работе, при выполнении письменных работ и изучении литературы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: