Патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский.
Социально-исторические условия развития средневековой философии. Специфика средневековой философии. Реализм и номинализм.
Философия Средневековья
Лекция 4
1. Средневековье – это исторический период развития Европы, охватывающий V – XV вв., а средневековая философия – это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой – с античностью.
Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями эпохи римской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек как вольноотпущенные, профессиональные солдаты и др. Варварские нашествия V – VI вв. вызвали экономический упадок и социальный хаос. На смену официальной римской религии, не могущей дать утешения массам, и восточным культам шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве. Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагало церковь-общину, демократизм и всеобъемлющую религиозность, монотеизм, религию священных писаний.
|
|
Средневековая философия сопряжена с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и единобожия. Антично-средневековое христианство и культура были сплавом библейско-иудаистских и эллинских элементов. Переходная эпоха к Средневековью является двумерной в культурно-философском плане. Античный мир поглощён и растворён варварским миром, происходит теологизация философии и философизация теологии. Это отражается в патристике (II – VI вв.), которая представляет собой одновременно классику античного мира и начало философии Средневековья (Августин Блаженный, Ориген, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин).
К особенностям средневековой философии относится тот факт, что истина открывается человеку в откровении, в священном писании. Истина стремилась проникнуть в него, а человек, постигая истину, причащался посредством разума к Богу. Разум, т.о., мистически ориентирован, а мистика была рациональна организована. Средневековая философия теоцентрична – реальность, определяющая всё сущее не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат два принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию: идея откровения и идея творения. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли, смысл которой связан со свободным выбором человека своих поступков и соотнесением их со своей совестью.
|
|
Специфика средневековой философии отражена в следующих моментах:
1. Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий философии. В ней содержатся идеи, отличающиеся от языческого мировоззрения. Прежде всего, это идея единого, уникального Бога, находящегося в запредельном (трансцендентном) мире. Такая концепция исключает многобожие и утверждает идею о единой сущности мира.
2. Поскольку Библия понимается как полный свод законов бытия, особое значение приобретает экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична». Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Текст стал началом и концом любой философской теории.
3. Философии Средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству, дидактизму. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного ученика. В то же время, дидактизм предполагал искренность в отношениях учителя и ученика, что воплотилось в новом философском жанре - назидательной исповеди.
4. Христианских философов отличает от античных двойственная оценка человека. Человек занимает первое место во всей природе как её царь и в качестве образа и подобия Бога он выходит за пределы природы, становится над нею. В этом существенное отличие от античной антропологии, где человек является животным, низшей ступенью в иерархии разумных существ. Именно в рамках христианской традиции сложилось представление: человек царь природы, венец творения. Бог наделяет человека разумом и свободной волей и даёт тело и душу, в чём проявляется двойственная природа человека: его физическое и духовное составляющие.
5. Формируется новое мировоззрение на природу. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности. Природа перестаёт быть важнейшим предметом познания, как в античном мире. Основное внимание сосредотачивается на познании Бога и человеческой души. Только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе, что даёт толчок к развитию физики, биологии, астрономии.
В целом философия средневековья была оптимистична. Ей не были присущи античные скептицизм и агностицизм. Физическая природа мира, моральные требования постигаются умом человека, а религиозные проблемы - откровением.
В Средневековье разворачивается борьба между номиналистами и реалистами по вопросу, поставленному ещё в античной философии: как существует общее? Теологическая актуальность этой проблемы была связана с христианским догматом троицы, согласно которому Бог един и троичен. Философский аспект этой проблемы заключается в соотношении общего и единичного. Реалисты считали, что реально существует лишь общее, а единичные предметы лишь их отражение (Гильом, Ансельм). Для реалистов познание было возможно лишь с помощью разума, т.к. только он способен постигать общее. Реализм исходит из идеализма Платона.
Номиналисты (Росцелин) считали, что общее существует после вещей в сознании человека. Носителем общего является слово, имя, «номен». Следовательно, существуют лишь единичные вещи. Номинализм выступал против рационализации религиозных догматов и опосредованно поставил под угрозу авторитетное положение церкви, чем подготовил почву для отделения теологии от философии и для позитивизма Нового времени. Как номиналисты, так и реалисты не смогли понять, что общее реально существует через единичные вещи. Впоследствии, реализм нашёл своё отражение в дедуктивном методе Р. Декарта, а номинализм проявился в эмпиризме индуктивного метода Ф. Бэкона.
|
|
2. При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (I -VI вв.) и схоластики (XI - XV вв.). На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизма играют определяющую роль. Вершиной патристики является учение Августина Блаженного (254 – 430 гг.) который сыграл огромную роль в развитии средневековой философии Европы вплоть до XIII века.
Согласно ему, высшая форма в мироздании – Бог, который наделён высшей мудростью и является источником вечных истин. Воля является главнее разума, а высший акт воли – вера. Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Он пришёл к выводу, что мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Поэтому время есть мера движения и изменения. Стремясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, пришёл к выводу, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования, а реально существует только настоящее.
Рассматривая вопрос добра и зла, Августин попытался снять с Бога ответственность за зло в мире, показывая, что как тишина есть отсутствие шума, темнота есть отсутствие света, так и зло есть отсутствие добра. Само по себе зло не существует. Сам же человек собственными нравственными усилиями не может спасти себя, а только благодаря божественной воле. Внимание к внутренней душевной жизни порождает у человека обострённое чувство своего «Я». Это приводит к открытию самосознания как особой реальности - субъективной. Именно через своё «Я» человек получает знание о собственном существовании. Рассматривая общество, Августин резко противопоставляет государство и церковь. Царство бога - церковь, «град божий». Государство должно быть подчинено церкви.
|
|
Наэтапе схоластики происходит систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Догматы церкви приобретают рационально оформленную систему. Вершиной средневековой схоластики является учение Фомы Аквинского (1225-1274) - центральной фигуры средневековой философии позднего периода. Он является основателем томизма - одного из направления схоластики. Исходным принципом в его учении является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать непостигаемую разумом истину. Фома разделяет философию и теологию: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения». В силу того, что источником всякой истины является Бог, то между философией и теологией нет принципиального различия. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству, поэтому философия находится в услужении у богословия. Цель философии - познание Бога. Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский признаёт наличие мира индивидуальных явлений, как слияния формы и материи.
В отличие от Августина Блаженного, который придерживался философии Платона, Фома Аквинский обращается к Аристотелю. Этот переход стал необходим потому, что учение Платона «Об идеях» практически не признаёт природу, материальный мир, а также отрицает личное бессмертие и провозглашает идею переселения душ. Аристотель же признаёт материальность, говоря, что идеи существуют в самих вещах, а истину можно познать, изучая факты на основе логики.
В споре реалистов и номиналистов Фома Аквинский отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: «до вещей» в виде идей, «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» - в мышлении человека в результате его абстрагирования. Начиная с XIV в. и поныне учение Фомы Аквинского признаётся католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения.
3. Отдельно от европейской средневековой философии стоит византийская средневековая философия, которая не прерывала свою культурную преемственность с античной философией. Самым развитым философским направлением был неоплатонизм, систематизировавший учение Платона об идеях с помощью аристотелевской логики. Представителями неоплатонизма были: Плотин (205 - 270), Ямвлих (245 - 330), Прокл (410 - 485). Мир для них - иерархическая лестница, в которой каждая низшая ступень обязана существованием высшей. На самом верху помещается универсальное - причина всего бытия. Человек представляет собой соединение божественного ума с мёртвым телом.
Начиная с X - XI вв. в развитии религиозно-философской мысли Византии прослеживаются две тенденции: рационалистическо-догматическая и мистическо-этическая. Другая тенденция - исихазм (покой, безмолвие) - сосредоточила внимание на внутреннем мире человека и способах его совершенствования в духе христианской этики смирения и послушания (Григорий Палама). В дальнейшем, в XIV - XV вв. рационалистическое направление распространилась в Византии ещё шире, обнаруживая идейное родство с западноевропейским гуманизмом. Это отразилось в проповеди индивидуализма, духовной самодостаточности человека, преклонении перед античной культурой.