Тема 9. Культура эпохи Возрождения

Переход от Средневековья к Возрождению: смена парадигм (от теоцентризма к антропоцентризму). Рост городов. Города-государства. Усиление роли буржуазии. Гуманизм и индивидуализм как идейная основа Возрождения. Философская картина мира (натурфилософия). Сущность человеческой природы в истолковании деятелей Ренессанса (Л.-Б. Альберти, П. делла Мирандола, Кастель-франко, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, М. Лютер и др.). Идеал художника – творца. Двойственность человеческой свободы. Универсализация личности. Искусство как культурная доминанта эпохи. Инквизиция как выражение противоречий эпохи.

Итальянский Ренессанс. Периодизация. Возрождение античного наследия. Проторенессанс: преодоление спиритуальности и возвращение телесности, зачатки перспективы (Джотто да Б., С. Мартини, А. Лоренцетти). Данте как «последний поэт Средневековья и первый поэт Возрождения». Ранний Ренессанс: становление ренессансного реализма, расширение жанровых горизонтов, открытие линейной, световоздушной перспективы, усовершенствование техники живописи, «золотое сечение» (Ф. Бруннелески, Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли, А. Вероккио, П. делла Франческо, А. Мантенья). Формирование местных художественных школ. Высокое Возрождение: типизация образов, масштабность и монументальность. Образы мира и человека в творчестве Леонардо да Винчи, Санти Рафаэля, Микеланд-жело Буонарроти. Иллюзия гармонии мира и человека. Творчество Джорджоне. Маккиавелизм. Театр в Италии (комедия дель арте). Позднее Возрождение (Вечеллио Тициан, П.Веронезе, Тинторетто). Сущность кризиса гуманизма. Маньеризм.

Особенности культуры Северного Возрождения. Разнообразие художественных трактовок природы человека. Художественная культура Нидерландов, Германии, Франции (Ян ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель Мужицкий, А. Дюрер, Л. Кранах, М. Грюневальд, Г. Гольбейн, французская миниатюра). Ф. Монтень «Опыты». Возрождение в Англии. У. Шекспир и английский театр. Возникновение утопии как литературного жанра. Испанский Ренессанс: следование средневековым традициям. Возвышенность и спиритуализм как доминанты испанского искусства (Эль Греко). Разрушение средневековых идеалов в творчестве М. Сервантеса, Лопе де Вега. Плутовской роман (рыцарский и пасторальный).

Реформация. Возникновение протестантизма. Различие католичества и протестанства. Лютер и Эразм – два пути развития. Борьба за религиозную толерантность. Контрреформация. Культурное значение Реформации.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему эта эпоха получила название Возрождение?

2. Какие идеи, формы, образы Возрождение заимствовало у Античности?

3. Почему деятели Ренессанса называли себя гуманистами?

4. Что такое антропоцентризм?

5. Вледствие чего произошло изменение культурной парадигмы от теоцентризма к антропоцентризму?

6. Какие идеи провозглашали творцы Возрождения?

7. Охарактеризуйте каждую эпоху в развитии итальянского Возрождения.

8. Назовте важнейшие работы деятелей Возрождения и укажите особенности их творчества.

9. В чем отличия Северного Возрождения от итальянского?

10. Перечислте основные идеи, выраженные в литературных трудах возрожденцев.

11. В чем сущность трагедии Возрождения?

12. Назовите идеи, под флагом которых произошла Реформация?

13. Кто стоял у истоков реформаторского движения?

14. Какую роль сыграла Реформация в истории мировой культуры?

Основная литература: (1, 3).

Дополнительная литература: (34–37).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: