Вопрос 5. Понятие диверсификации производства

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Концентрическая диверсификация - пополнение ассортимента новыми изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы, но ориентированы на привлечение новой клиентуры.

Горизонтальная диверсификация - стратегия роста, согласно которой, компания выпускает либо реализует новые продукты, не связанные с существующим ассортиментом, но направленные на уже существующую клиентуру компании.

Вертикальная диверсификация - вложение капитала в развитие производства, связанного с разными этапами обработки, сборки продукции выпускаемой и реализуемой предприятием.

Предприятия прибегают к этому виду диверсификации для того, чтоб снизить риски связанные с поставщиками и посредниками, для снижения издержек на производство.

Конгломеративная диверсификация - стратегия роста согласно которой, компания пополняет ассортимент новой, совершенно не связанной с существующей, продукцией с целью привлечения новой клиентуры.

Диверсификация имеет две формы: прогрессивную и реакционную.

При прогрессивной форме завод осваивает абсолютно новую недавно изобретенную продукцию в надежде получить сверхприбыль. Этот вид диверсификации активно используют зарубежные компании.

Второй вид распространен в России среди заводов, потерявших рынки сбыта (например, государственный заказ) и ради выживания, осваивающие примитивную продукцию, пользующуюся потребительским спросом. Этот путь ведет к деградации материально-технической базы и персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: