Личность как ступень градации творческой способности человека

ВЫВОДЫ

Авторский взгляд

…И все же…

До сих пор деньги воплощают в себе чей-то труд, чей-то талант, чью-то жизнь. Отчужденные от человека, все эти стихии получают возможность внематериального существования в виде виртуальной субстанции звонкой монеты: ведь в любой момент золото снова может воплотиться в чужое горение, в чужое творчество: «…лишь захочу — воздвигнутся чертоги <…> и музы дань свою мне принесут…»

А значит, обладание деньгами — это превращенная форма обладания все теми же принадлежащими другим людям возможностями. По сию пору счет в банке выделяет человека из «общего ряда», создает вокруг него волшебную ауру неземной удачи и неземных же талантов. И сегодня человек получающий (за одну и ту же работу) большее вознаграждение склонен рассматривать и собственный труд как более квалифицированный, и себя как более талантливого. Но тогда чем — по большому счету — отличается съеденное сердце и выпитый мозг от обладания ими?

Таким образом, древний обычай не умирает в далеком прошлом, он продолжает существовать, причем не только, в виде снятых скальпов (Майн Рид), отрезанных ушей (Невзров о чеченской кампании) и компьютерных игр, но и в повседневном ранжировании людей по получаемому доходу.

1. Разделение труда влечет за собой превращение человека в подобие математической дроби, в знаменателе которой стоит все человечество в целом, а в числителе — единица, ограниченная его собственным кожным покровом. При этом все, что выходит за пределы «числителя» противостоит индивиду как порабощающая его сила.

2. На ранних этапах истории преодоление порабощения и возвращение утраченной полноты бытия может быть осуществлено человеком только присвоением того, что противостоит ему. Установлением своего господства над своей социально-культурной средой. Отсюда целью индивидуального бытия становится обретение господствующих социальных (позднее — социокультурных) позиций. Иными словами, обретение более высокого социального статуса.

Только обладание властью открывает возможность социального творчества. Только погружение в специфический вещный мир, который окружает статусную персону (обладание богатством), служит условием формирования способности к творчеству. Однако в отчужденном обществе стремление к высоким статусным позициям принимает фетишизированные формы.

3. Первичным способом присвоения того, что не хватает самому индивиду, становится ритуал физического поглощения чужих достоинств. Наиболее острой формой такого прорыва за пределы доступного индивиду становится ритуальный каннибализм.

4. Развитие этого процесса проявляется в распространении исключительной власти на предмет, форму и результат действий всех, кто входит в непосредственное окружение человека.

Это влечет за собой выделение особого статуса главы рода. В этом статусе человек простирает свою личность за физические пределы кожного покрова; контуры личных достоинств главы начинают очерчиваться совокупным могуществом тех, кто связан с ним кровным родством, впоследствии всех, кто входит а состав его рода (включая купленных или захваченных в бою невольников).

5. Экспансия личности на свое окружение продолжается в появлении «классического», экзогенного, рабства и в формировании целых государств, которые паразитируют на эксплуатации военнопленных.

В статусе гражданина такого государства человек позиционирует себя господином, которому должны повиноваться все окружающие народы.

6. Таким образом, формируется род «внешней оболочки» личности, которая простирается за пределы кожного покрова человека. Элементами такой «оболочки» становятся:

— совокупная мощь подчиненных ему людей,

— результаты их труда (частная собственность).

Частная собственность как «вещественная оболочка» личности получает особый правовой статус и сакральный смысл.

7. «Обезличивание» собственности, лишение ее сакрального смысла при сохранении правового статуса впервые происходит с окончательным становлением денег в качестве «всеобщего товарного эквивалента».

РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ:

– посредственность,

– личность,

– талант,

– гений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: