Цели системы

Цели-ориентации

Цели социальных организаций

По мнению А.И.Пригожина, цели организаций бывают трех разновидностей: цели-задания, цели-ориентации и цели системы.

Цели-задания

Это планы и поручения, задаваемые организацией более высокого по подчинению уровня ор­ганизации менее низкого уровня, отражающие внешнее назначение последней. Например, министерство диктует определенные плановые задания заводу по выпуску ком­байнов. Цели-задания являются приоритетными, в основ­ном вокруг них и по их поводу происходит интеграция организации. Особенность этих целей заключается в том, что обычно они не возникают из собственных мотивов участников, так работнику непосредственно не нужен вы­пускаемый его заводом комбайн. Мотивация работников на цели-задания осуществляется через цели-ориентации.

Это цель большинства, сумма ин­дивидуальных целей, Т.е. общие интересы участников, реализация которых возможна только коллективно через организацию. Естественно, что, кроме общей для всех цели, у каждого из них есть и другие, свои специфические цели. В одних случаях коллективные цели неуловимы и переменчивы, а в других, наоборот, однозначны и чуть ли не вечны. Например, в качестве коллективной цели может выступать материальная заинтересованность участ­ников в получении заработной платы.

Это стремление сохранить организа­цию как относительно самостоятельное целое, Т.е. упоря­дочить связи, сохранить равновесие, целостность и ста­бильность организации. Для достижения организацией устойчивости ее работники нуждаются в постоянстве свя­зей, требований и норм. Достижение устойчивости явля­ется постоянной, несменяемой целью организации. На­пример, приспособление организационного режима к особеностям персонала (гибкие графики работы), сниже­ние конфликтности, преодоление текучести кадров, уменьшение числа реорганизаций эффективны как в со­циальном, так и производственном аспектах. Все чаще в настоящее время цели системы для многих организаций переходят на первый план, организации стремятся к вы­живанию любой ценой в условиях существующего внеш­него окружения. Например, несмотря на то, что заработ­ная плата не адекватна затрачиваемому труду, а порой и вообще задерживается на несколько месяцев, служащие все равно ходят на работу.

Для достижения перечисленных основных, базовых целей организация ставит перед собой множество про­межуточных, производных, вторичных целей: стимулиро­вание своих работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества труда и др. Каждое подразделение организации (цехи, участки, сек­тора, отделы и т.п.) имеют свой набор производных целей, выполнение которых способствует реализации ос­новных, базовых целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: