В процентах

Таблица 3.3 - Анализ структуры затрат 2 квартала текущего года

Таблица 3.2 - Анализ состава затрат за 2 квартал текущего года в тысячах рублей

Рис. 3.1 - Схема мониторинга бюджета

Содержание и задачи анализа финансовых результатов

Финансовый результат в общем виде представляет собой конечный результат финансово-хозяйственной деятельности организации, исчисляемый как разность между доходами и расходами. Он может быть положительным в виде полученной прибыли, а может быть отрицательным в виде убытка. С экономической точки зрения прибыль представляет собой увеличение собственного капитала организации.

Прибыль является показателем успешной работы организации, и ее рост создает финансовую базу для экономического развития организации.

Поэтому анализ финансовых результатов включает исследование следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли организации.

Информация, содержащаяся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), позволяет оценить финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности организации, установить структуру и динамику прибыли, выявить возможные резервы ее увеличения.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются:

- оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;

- анализ показателей прибыли по факторам;

- анализ влияния прочих доходов и расходов на прибыль;

- оценка динамики показателей рентабельности и анализ факторов, влияющих на уровень использования хозяйственных средств;

- анализ полученных доходов и произведенных расходов организацией;

- выявление резервов увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности активов организации.

Результаты анализа прибыли используются для принятия важных управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиционной деятельности, составление бизнес-плана и перспективных направлений развития организации в условиях постоянного изменения конъюнктуры рынка.

Проведение факторного анализа прибыли от продажи позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформулировать управленческие решения по оптимизации использования производственных ресурсов.

Рассмотрим на конкретном примере факторный анализ прибыли от продаж (см. аналитическую таблицу 3.1).

Таблица 3.1 – Показатели факторного анализа прибыли от продажи

Показатели Прошлый год, т.р. Отчетный год, т.р. Изменение
т.р. %
1. Выручка от продаж (нетто), Вi     + 8030 121,2
2. Себестоимость проданных товаров (работ, услуг), Сi       + 4635   119,0
3. Управленческие расходы, Уi     + 3130 132,0
4. Коммерческие расходы, Кi     + 390 126,5
5. Прибыль от продажи, Пi     - 125 94,4
6. Коэффициент инфляции отчетного года 1,09 или 109,0%

Как видно из таблицы 3.1, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом темп роста выручки от продаж составил 121,2% при общем уровне инфляции 109,0%. Фактический прирост объема выручки составил 12,2 процентных пункта (121,2 – 109,0 = 12,2). Это благоприятный результат для организации, тем более, что темп роста себестоимости проданных товаров ниже темпа роста выручки на 2,2 процентных пункта (121,2 – 119,0=2,2). Однако настораживает тот факт, что темпы роста управленческих и коммерческих расходов превысили темпы роста выручки от продаж, и прибыль от продаж в отчетном году снизилась на 125 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. Для определения влияния всех этих факторов на изменение прибыли осуществим расчеты в

.,6 т.р.следующей последовательности:

1. Влияние изменения выручки от продаж на прибыль

∆ П1 = П0 (Iв – 1) = 2215 (1,2118 – 1) = 469 т.р.

Где, П1 – изменение прибыли за счет изменения выручки от продаж;

П0 - прибыль от продаж прошлого года;

Iв - индекс роста объема продаж, он равен 1,2118 (45930:37900=1,2118)

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль

∆ П2 = С0 Iв - С1 = 24435 * 1,2118 – 29070 = 540 т.р.

Где, С0 и С1 - себестоимость продукции прошлого и отчетного года соответственно

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль

∆ П3 = У0 Iв - У1 = 9780 * 1,2118 – 12910 = - 1058

Где, У0 и У1 – управленческие расходы прошлого и отчетного года

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль

∆ П4 = К0 Iв - К1 = 1470 * 1,2118 – 1860 = - 76 т.р.

Где, К0 и К1 - коммерческие расходы прошлого и отчетного года

5. Сумма отклонений по исследуемым факторам дает общее изменение прибыли от продажи

∆ П = ∆ П1 + ∆ П2 + ∆ П3 + ∆ П4 = 469 + 540 – 1058 – 76 = - 125 т.р.

Таким образом, анализ по факторам показал, что прибыль от продаж увеличилась по абсолютной величине на 1009 т.р. за счет роста объема продаж и снижения себестоимости (469+540=1009). Однако за счет высоких темпов роста управленческих и коммерческих расходов прибыль от продаж снизилась на 1134 т.р. (1058+76=1134). Это привело в отчетном году к снижению прибыли от продаж на 125 т.р. по сравнению с прошлым годом.

Следовательно, резервом роста прибыли является оптимизация управленческих и коммерческих расходов.

3.2 Управление затратами и анализ исполнения смет (бюджетов)

Анализ и контроль затрат способствуют повышению эффективности хозяйствования во всех звеньях системы управления предприятием. Анализ исполнения сметы затрат заключается не только в исследовании общей величины, динамики и структуры расходов, показателей эффективности и затрат на один рубль продукции, но и в организации факторного анализа по элементам и статьям затрат, оценке резервов экономии и разработке мероприятий по их реализации. Данный анализ производится как в целом по предприятию, так и в разрезе центров финансовой ответственности. Схема мониторинга бюджета по функциональным подразделениям и центрам финансовой ответственности приведена на рис. 3.1

Главная цель анализа и мониторинга бюджета – это оценка достигнутых результатов с позиции соответствия фактической величины и уровня расходов прошлого периода к планируемым показателям в бюджете.

Для анализа общей величины динамики и структуры затрат можно использовать таблицы 3.2 и 3.3

Статьи затрат Факт 1 квартала План 2 квартала Факт 2 квартала Отклоне- ние гр4-гр3 Темп изм.,% гр4: гр3 Темп изм.,% гр4: гр2
             
Материальные затраты       +391 106,2 116,8
Затраты на оплату труда       +32 102,5 112,8
Отчисления на социальные нужды       +10 102,2 113,2
Амортизация       -2 99,8 110,5
Прочие расходы       +34 102,5 112,7
Всего по смете       +465 104,4 114,9
Объем выпуска продукции       +1052 108,9 119,9
Затраты на 1 рубль продукции 89,29 89,29 85,61 -3,68 95,9 95,9
Объем продаж       +1908 113,4 124,9
Статьи затрат Факт 1 квартала План 2 квартала Факт 2 квартала Отклонение гр4-гр3
         
Материальные затраты 60,1 60,0 61.0 +1.0
Затраты на оплату труда 12,0 12,0 11,8 -0,2
Отчисления на социальные нужды 4,3 4,3 4,2 -0,1
Амортизация 10,9 11,0 10,5 -0,5
Прочие расходы 12,7 12,7 12,5 -0,2
Всего по смете       -

Оценка динамики затрат по общей величине и экономическим элементам отражена в графах 6 и 7 таблицы 3.2. Темп изменения объема продаж во втором квартале (113,4 %) по сравнению с планом выше, чем темп изменения общей суммы затрат (104,4 %). Во втором квартале темп роста продаж по сравнению с первым кварталом составил 124,9%, а по сравнению с планом 113,4%. Темп роста общей суммы затрат во 2 квартале составил по сравнению с первым кварталом 114,9%, что ниже роста объема продаж на 10 процентных пункта. Объем затрат растет медленнее, чем объем продаж, это положительно сказывается на экономике предприятия. Анализируя графы с четвертой по седьмую, можно оценить напряженность сметы затрат и её исполнения. Оценку вклада каждого элемента затрат можно сделать по данным граф 2,4,6.

Данные в графах 2,3,4, 5 таблицы 3.3 характеризуют изменения структурных сдвигов в составе затрат.

Для оценки эффективности расходов организации необходимо исчислить в динамике следующие показатели, отраженные в таблице 3.4

Таблица 3.4 – Показатели оценки эффективности расходов организации

Наименование показателей Формула расчета Условные обозначения
  Коэффициент производительности затрат   Кпз = Впр / Сполн Впр – выручка от продаж, т.р. Сполн – полная себестоимость, т.р. Iрq – индекс продаж Izq – индекс себестоимости
Индекс рентабельности продаж Ire = Iрq / Izq
Показатель затрат на один рубль продукции, коп З1рп = Сполн / Впр

Коэффициенты производительности затрат характеризуют роль отдельных видов затрат в формировании выручки, т.е. отдачу затрат

Проведение расчетов указанных показателей в динамике, а также факторный анализ позволят выявить имеющиеся на предприятии резервы. Систематизация выявленных резервов может быть положена в основу оценки эффективности системы управления затратами в исследуемой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: