Неконвенциональный путь обретения статуса

Роль личного статуса в обретении социального

Одним из ключевых условий обретения социального статуса является ранг личного статуса. Преимущественное право на присвоение социального, как правило, имеет тот, кто обладает высоким личным. Так, первенство в присвоении очередного воинского звания или иерархической ступени в любой гражданской структуре имеет тот, кто доказал свое преимущество перед другими. Присвоение почетных званий «Народный художник», Народный артист» и т.п. — это прежде всего следствие высокого личного статуса. В свою очередь высокий личный статус — это следствие того, что принято называть харизмой или талантом.

Моцарт и Сальери — это пример несопоставимых личных харизм, несопоставимых личных статусов. Поэтому формальная широта познаний («...я алгеброй гармонию поверил...») пусть и возвышает Сальери над его коллегами, но все же не в такой степени, как харизма. В то же время талант Моцарта и без этих штудий делает его исключением в музыкальном мире.

Библейское: «Буква убивает, а дух животворит» свидетельствует о том же: даже самое глубокое проникновение в тайну формального учения не делает человека мудрецом. Он остается схоластом, способным только оттолкнуть аудиторию; но харизма, талант дают право на бессмертие даже там, где уровень формальной учености сравнительно невысок. В одном из посланий Павла есть удивительные слова: «И когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».[211]

В истории любой страны найдется множество таких личностей, которые, не обладая никаким официальным статусом, имели огромное влияние на общество. Сахаров, Высоцкий, Солженицин стали символами эпохи вопреки всей системе формальных статусов.

Но роль личного статуса распространяется не только на деятельность формальных групп и в системе достигаемых статусов,— она имеет большое значение также и в системе приписываемых. Так, высокие личные достоинства дают мужчине преимущества перед многими своими соперниками в ритуале ухаживания.

Невозможность прямых доказательств того, что претендент на тот или иной статус и в самом деле уверовал в его мифологему, а также скрытое противоречие между содержанием статуса и личным интересом индивида приводит к тому, что многие из добивающихся статуса начинают видеть в нем не цель, но средство. При этом не средство достижения общественно значимых ценностей, но личных амбиций.

Для понимания этого аспекта необходимо помнить, что статус в части формального инструментария (прав), который предоставляется в распоряжение обладателя для обеспечения возлагаемых на него обязанностей, нередко понимается как система привилегий и прерогатив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: