Динамика статусного портрета человека

Оскорбление Вольтера

В начале 1726 произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткой скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ («Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!») дорого обошелся Вольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижения дали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило приверженность Вольтера к веротерпимости и политической свободе.

Оказывается, статусный портрет человека, как и он сам, не остается неизменным. Человек взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, делает служебную карьеру, женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек, меняется и его статусный портрет. Такой процесс будем называть динамикой статусного набора, или портрета.

Итак, людям свойственно изменяться во времени – расти, стареть, умирать. На протяжении своей жизни (в науке вся жизнь именуется жизненным циклом, разбитым на основные вехи: детство, зрелось, старость) индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет (или сужает после выхода на пенсию) свою социальную активность, устраивается на работу, продвигается по служебной лестнице и т.п.

5.1. Жизненный цикл (по Кравченко)[220]

Жизненный цикл – это понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относится к содержательным понятиям.

Если графически выразить жизненную динамику, то она на декартовой системе координат примет три возможные позиции.

A — устремленная вверх кривая означает повышение общественной активности на старости лет.

Б — параллельная оси ОХ прямая символизирует, по крайней мере, неуменьшение активности, которая была присуща в расцвете сил,

В — парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи.

Социальное время индивида – только время его личной жизни. Каждый проживает его по-разному. И только жизненный финиш показывает, насколько интенсивно и содержательно пройдена дистанция жизни.

Даже старость у каждого человека проходит по-своему. У многих активная творческая жизнь начинается только в этот период. Но многих, к сожалению, когда их покидают физические силы, покидает со своей опекой и общество. Чем меньше общество тратит на социальную защиту людей, тем менее оно имеет право называться цивилизованным и тем больше людей попадает в третью категорию.

Именно у этих обойденных обществом людей график всей жизни разбивается на две зеркально симметричные половины. Если через середину жизни человека (40–45 лет) провести условную прямую, то окажется, что графики двух отрезков жизни (юность и старость) будут одинаковы. Пословица «что стар, что млад» выражает сходство двух возрастных эпох: у ребенка еще нет множества социальных статусов, характеризующих зрелость, а старик их уже утратил.

Процесс индивидуального приобретения статусов в течение всей жизни описывается понятием «социализация». Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей. О ней мы поговорим позже, а сейчас отметим лишь то, что своего пика социализация достигает в середине жизни индивида. С этим понятием тесно связано другое – кризис середины жизни.

Когда наступает кризис середины жизни, настигающий нас примерно в возрасте 40–45 лет, человек осмысливает пройденный путь, оценивая или переоценивая то, что удалось со вершить. Для тех, кто вел пассивный образ жизни, это становится поводом к грустным размышлениям. Для других, заполнивших жизненное время достижениями и успехами, – поводом к удовлетворенности и высокой самооценке.

Однако понятие жизненного успеха для каждого человека свое. Одни измеряют его количеством звездочек на погонах, размером и престижностью загородного особняка, количеством долларов на сберкнижке. А другие оценивают жизненный успех по количеству друзей и добрых поступков, которые ему удалось совершить, прочитанным книгам, интересным встречам и приключениям. У каждого свой счет, своя мера оценки, но каждая отмеряет результаты пройденного пути, позволяет подвести итоги жизни. Для одних жизнь полна разочарований и падений, для других – взлетов и счастливых моментов. И только социологи способны установить массовые предпочтения. Новосибирские исследования В. Н. Шубкина и Д. Л. Константиновского выявили, что в картине жизненного успеха у выпускников школ обычно на первом плане – счастливая семья и дети, интересная и любимая работа, а в представлениях о путях достижения успеха – учеба, повышение уровня своего образования.

Но социальное время не заканчивается в середине жизненного пути. Что происходит с человеком в период старости, что происходит с его статусным набором? Можно ли сказать, что количество статусов начинает сокращаться? При выходе на пенсию у одних оно действительно сокращается, а у других расширяется, появляются новые статусы. В большинстве случаев, если рассматривать массовую ситуацию, число статусов в старости все-таки уменьшается. Человек уходит с производства, материальное положение, если пенсия невелика и родственники не помогают, снижается. Некоторых одиноких стариков и вовсе сдают в дома престарелых, а какие там условия, все мы знаем.

Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта.

Проживший активную жизнь человек с возрастом стал мудрее и спокойнее, научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения.

Можно сказать, что к 65 годам, а возможно, и раньше, он превратился в идеального исполнителя и даже руководителя, но физические силы уже покинули его. По своему внутреннему состоянию он готов трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают ему более молодых.

Середина жизни – это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал. Иначе говоря, индивид производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории:

— ожидаемая траектория жизни,

— реальная траектория жизни.

Ожидаемая траектория жизни – это идеальная планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом.

Она, как правило, имеет только одно направление – восходящее. В молодости мы мечтаем достичь больших высот, переоцениваем свои силы и способности, замахиваемся на большее, чем, может быть, заслуживаем. Никто не планирует для себя нисходящую траекторию. Ее «планирует» нам жизнь.

Исследования жизненных планов старшеклассников, проводившиеся на протяжении 30 лет, позволили В. Н. Шубкину и Д. Л. Константиновскому установить: чем выше статус родителей, тем сильнее проявляется в планах ориентация на высокий уровень образования, тем привлекательнее профессии умственного труда.

Реальная траектория жизни – это линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.

Она может иметь как восходящую, так и нисходящую кривую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: