Обрядовые (церемониальные)

Домашние институты.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

XI. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Формальные и неформальные отношения, формальные и неформальные агенты социализации

РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Преодоление кризиса

В конечном счете здоровое общество, преодолевающее испытания перехода к постиндуриальной фазе, находит в себе силы преодолеть и этот кризис. Отдадим должное: в Америке «поп-звезда» и другие кумиры молодежи давно уже пропагандируют традиционные ценности: не курить наркотики, стремиться быть полезными обществу и т.п...

Традиционное искусство и «поп-культура» находят точки соприкосновения и от этого одна становится доступней нации, вторая поднимается на уровень подлинной культуры.

— Биттлз, Бони-М, АББА, Скопион и т.д.

— Совместные концерты симфонического оркестра и современных рокеров.

— Уровень западных исполнителей поднимается до настоящих высот (Майкл Джексон).

И т.д...]

В обществе же, которое находится в состоянии затянувшейся перестройки, кризис протекает в острой форме. Разумеется, он будет преодолен и в России, но задача в том, чтобы оставить поменьше шрамов.

Содержание социализации:

— формирование социального «Я», «социальное зеркало»,

— усвоение ключевых ценностей общества, норм и правил поведения,

— освоение социальных ролей,

— обретение статусов

Фазы и критические точки социализации — переломные точки социализации:

— переход от юности к зрелости (18 лет),

— от акме, возраста расцвета к закату (40—45),

— выход на пенсию (60—65).

Первичная и вторичная социализация — социализация в кругу близких и родных, социализация в сфере формальных институтов

Влияние особенностей современной социализации на систему социального обеспечения:

— усложнение социальной жизни влечет затягивание процесса социализации,

— затягивание социализации влечет сокращение общей массы живого труда, направляемого на обеспечение старости

Влияние особенностей современной социализации на институт семьи

– Нестабильность брака

– «Женское воспитание»

Искусство как институт социализации

— художник и его герой как агент социализации;

— искусство для искусства, утрата социализирующей роли художника,

— выдвижение на первый план «поп-культуры» как института социализации.

«Поп-культура» как институт, «поп-звезда» как агент социализации.


Содержание:

1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1.1. Происхождение термина, классификация институтов по Спенсеру

1.2. Современное понимание социального института

1.3. Определение социального института

2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

2.1. Первичная и вторичная социализация

2.2. Состав агентов и институтов социализации

2.3. Агенты и институты первичной социализации

2.4. Агенты и институты вторичной социализации

2.5. Особенности первичной и вторичной социализации

Социальные институты возникают с разложением родового строя и становлением государств.

1.1. Происхождение термина, классификация институтов по Спенсеру

Институт (лат. institutum — установление, учреждение)

Первым предложил науке термин «социальный институт»[225] английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институ­ты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упоря­дочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в од­но системное целое — общество, обеспечивая его поступатель­ное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его по­следователи.

Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий».

Автор органической теории общества основательно проана­лизировал функционирование следующих социальных институ­тов:

Семья, брак, проблемы воспитания.

Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания; воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Эти институты призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Они возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: