Следствия мезальянса

Возрастной мезальянс

Как правило, это брак между привлекательной женщиной и пожилым обладателем высокого статуса. Противоположное встречается сравнительно реже.

Возможно, это самая безобидная форма мезальянса. Здесь для одного брачного партнера социальный статус, как правило, сохраняется. Личная репутация, если речь идет о мужчине-обладателе высокого статуса, как правило же, не страдает. Иногда (в каких-то своих узких кругах) он даже на время возрастает, ибо в мужской среде молодая жена — это предмет гордости. Для другой стороны брачного союза рост социального статуса сопровождается заметным снижением личного, ибо страдает репутация.

Негативное отношение социума возникает там, где возрастная разница переходит черту, разделяющую поколения; в подкритической зоне оценка брачного союза, по преимуществу, нейтральна. Это вызвано тем, что еще в первобытном обществе рождается запрет на соитие родителей и детей. Такая связь исключается в первую очередь, и со временем, даже непроизвольная, она становится в общественном сознании родом преступления, за которое должен расплачиваться не только непосредственный виновник.

Унаследованные нами древние запреты и сегодня вызывают негативную реакцию социума.

Кажущаяся безобидность возрастного мезальянса иллюзорна. Снижение личной репутации одной из сторон брачного союза бросает тень на образуемую семью в целом, что может привести к снижению ее социального статуса.

Возрастной мезальянс воспринимается особенно негативно там, где младшим (во всех отношениях) партнером становится мужчина. Компрометируя женщину, он в еще большей степени компрометирует ее партнера. В этом случае страдает статус образуемой ими семьи.

В любом случае снижение личной репутации одного из супругов ограничивает возможности включения ребенка в систему социальных связей, которые замыкаются на обладателе статусной позиции, что, в свою очередь, сокращает общий потенциал каналов социальной коммуникации. Опасность возрастного мезальянса состоит так же и в том, что (вызванный понятными причинами) ранний уход из жизни способен пресечь включение не завершившего начальную социализацию молодого человека в систему социальных связей его статусного родителя.

А.В.Мудрик, всесторонне анализируя социализацию, считает необходимым остановиться также и на том ее аспекте, в котором человек становится ее жертвой. В ряду причин им выделяются нездоровье родителей, их пьянство, беспорядочный образ жизни, эмоциональная тупость, игнорирование ребенка и его заброшенность и т.п.[240], словом, факторы, характеризующие психическую, социальную, эмоциональную, наконец нравственную неадекватность ключевых агентов первичной социализации. По этим причинам около 25% семей в нашей стране не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% формируют правонарушителей[241]. Однако, при безусловной правильности этих выводов, необходимо выделить и рассматриваемые здесь причины, ибо ребенок может становиться жертвой социализации даже при абсолютной безупречности всех параметров его семьи, за исключением одного — равенства коммуникационных каналов.

Все формы мезальянса влекут за собой дисбаланс их «пропускной способности». Но дело не только в сословных, этнических и общекультурных ценностях, известная часть которых, во имя торжества других, блокируется ими. В любой, в том числе и в «культуре в культуре» есть ценности «мужского» ряда и ценности «женского». Как правило, они могут быть переданы входящему в жизнь человеку только своим полом.

Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

<…>

Поговорим о старине.

<…>

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?

<…>

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные красы,

И распущенные власы,

И капли слез, и на скамейке

Пред героиней молодой,

С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке…[242]

Точно так же есть и свои ценности возраста, которые не могут быть переданы давно вышедшим из него человеком. Согласимся,

…плаксивый школьник с книжкой сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу,

едва ли может быть понят «тощим Панталоне»:

…В очках, в туфлях, у пояса — кошель,

В штанах, что с юности берег, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы —

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего[243].

В значительной части специфические ценности пола и возраста одинаковы для всех и могут рассматриваться как общечеловеческие. Однако складывающийся дисбаланс влияния неравноправных сторон брачного союза ведет к тому, что вместе с ценностями чужого этноса встречают препятствия к усвоению и «общеобязательные» из числа тех, которые несет с собою другой коммуникатор. Чрезмерное доминирование одного статуса влечет за собой непропорциональное повышение значимости одного ряда ценностей и норм и снижение другого. Поэтому опасность состоит не столько в противодействии влиянию элементов чужой культуры, сколько в неприятии многого из того, что является жизненно важным в составе своей собственной.

Значимых различий в выборе ценностей мужчинами и женщинами немного, но различия эти весьма показательны. Так, мужчины чаще женщин выбирают «законность», «порядок», «профессионализм», «успех», «достаток», и ряд других подобных ценностей; в то время как женщины чаще мужчин выбирают «мир», «духовность», «любовь», «дом», «согласие» и другие типично «женские» материи. У женщин гораздо более высокие ранговые места занимают цели, связанные с семьей и с детьми, у мужчин на первый план выходят цели, связанные с их самореализацией во внешнем мире.

Помимо этого, в каждой культуре существуют еще и гендерные картины мира, «совокупность представлений, составляющих такое видение человеком реальности, где вещи, свойства и отношения категоризуются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или женским началом»[244]. При этом женская система ценностей, как правило, ориентирована на сохранение существующих идеалов и норм, мужская — на преобразование действительности и неограниченную экспансию своих ценностей.

Между тем нормальное формирование коммуниканта может быть обеспечено только гармонией «мужского» и «женского» начал. Нарушение же гармонии, как уже было сказано, подрывает возможности воспроизводства самого социума. Не случайно, по мнению Т.Парсонса, задача школы в процессе социализации человека состоит, кроме прочего, в освобождении ребенка от излишней эмоциональной привязанности к семье и интернализации общественных ценностей и норм на более высоком, чем в семье, уровне.

В завершение следует сказать, что в настоящее время мезальянс становится серьезной проблемой психиатрии. У пациентов, обратившихся за психотерапевтической помощью, выявляются разного рода психические и поведенческие расстройства: неврозы, алкогольная зависимость, аффективные расстройства, расстройства личности (психопатии), шизофрения и бредовые расстройства, органическое поражение. При этом отмечается, что психотерапия любого варианта мезальянса – это тяжелый и длительный процесс[245].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: