Политические конфликты и формирование внешней политики первых независимых арабских государств Ближнего Востока

Послевоенный раздел сфер влияния и территориальное размежевание на Ближнем Востоке

План лекции (1 час)

ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Цель лекции: изучить расстановку сил на Ближнем Востоке после Первой мировой войны и формирование современных границ стран Ближнего Востока.

Ключевые слова: протекторат, сферы влияния, Хашимиты, Саудиды, арабский национализм, Лига Наций, мандатная система, сионизм, Декларация Бальфура, Эрец-Исраэль.

1. Послевоенный раздел сфер влияния и территориальное размежевание на Ближнем Востоке.

2. Политические конфликты и формирование внешней политики первых независимых арабских государств Ближнего Востока.

3. Движение «сионизм», Декларация Бальфура и путь к созданию Эрец-Исраэля.

Большинство стран Ближнего Востока являются надуманными политическими образованиями, появившимися на карте мира не в результате естественных демографических процессов и географических реалий, а вследствие силовых методов, ставших логическим продолжением распада Османской империи. Начали этот процесс многоопытные англичане. В 1915 г. между британским верховным комиссаром в Каире Мак-Магоном и правителем Мекки шерифом Хусейном ибн Али аль-Хашими было достигнуто соглашение об участии арабов в Первой мировой войне на стороне Лондона. Хусейн ибн Али обязался поднять восстание арабов в Хиджазе против Турции. Взамен Великобритания торжественно обязалась после окончания войны признать независимость арабов, находившихся тогда под управлением Османской империи. Но вопрос о границах арабского государства и о его отношениях с Англией не были решены до конца. Тем не менее, доверяя Мак-Магону как официальному представителю Великобритании, Хусейн ибн Али в июне 1916 г. поднял восстание против Турции. В октябре 1916 г. он провозгласил независимость Хиджаза и объявил себя королём арабов, т.е. всех арабских стран Азии, но был признан европейскими державами и, прежде всего, Великобританией лишь в качестве короля Хиджаза. Таким образом, Англия обеспечила себе неоценимую помощь арабов против немецко-турецких сил на Ближнем Востоке, что, в конечном счете, и принесло им победу. Однако своих обязательств перед арабами, как показали дальнейшие события, Лондон не выполнил.

Страны Антанты вели тайные переговоры о разделе турецкого наследства, но без участия арабов. 10 апреля 1915 г. было заключено соглашение между Англией, Францией и Россией. Оно передавало проливы Босфор и Дарданеллы России и предусматривало образование в Аравии независимого мусульманского государства. Вопрос о судьбе Сирии и Палестины не был решен. Между тем 30 сентября 1917 г. отряды Фейсала, третьего сына Хусейна ибн Али, вступили в Дамаск, и он стал считать себя королем пока еще не существующего Арабского государства. Однако никем не признанного короля Фейсала ибн Хусейна французы бесцеремонно выставили из Дамаска после того, как в 1921 г. Лига Наций передала Франции мандат на управление Сирией. Династия Хашимитов посчитала себя обманутой и преданной со стороны Лондона. Тогда англичане, чтобы заставить хиджазцев забыть о данных им обещаниях, поддержали Абдель Азиза ибн Сауда, который с помощью английского оружия завоевал Хиджаз. Династия Хашимитов перестала быть шерифами Мекки и отправилась в изгнание. Опытные английские дипломаты попытались несколько сгладить возникшие трудности. На той территории, что им досталась от турок, они решили создать несколько государств и посадить туда королями представителей Хашимитской династии. При этом преследовалось несколько целей. Во-первых, они решили показать, что если Лондон не предоставил арабам обещанную им независимость, то, по крайней мере, посадил на трон тех людей, которые сражались за его интересы. И, наконец, им был нужен противовес против набирающего силу Ибн Сауда, который, в конечном счете, объединил почти всех арабов Аравийского полуострова и создал новое государство - Саудовскую Аравию. В ходе Лондонской межсоюзнической конференции в конце ноября-начале декабря 1920 г. Ллойд Джорджу удалось найти компромисс с французской стороной по вопросу о границах подмандатной Палестины. Британцы отказались от включения Голанских высот в состав палестинского мандата. Началась основательная перекройка арабских территорий в новые государства без учета интересов проживавших там арабов. В марте 1921 г. министр по делам колоний Уинстон Черчилль созвал конференцию в Каире. Именно в Каире была изготовлена новая карта Большого Ближнего Востока: создан Ирак, Трансиордания, переформатированы границы Палестины, Кувейта, Хиджаза и владений Ибн Сауда. В 1922 г. Лига Наций ратифицировала ближневосточные мандаты.

Таким образом, Великобритания сумела на международном уровне добиться признания своих исключительных интересов в ближневосточном регионе. Под фактический протекторат Великобритании были переданы в качестве подмандатных территорий Палестина, Трансиордания и Месопотамия, что создало возможность для создания «британской ближневосточной империи». Британцы выполнили обещания, данные шерифу Хусейну, и поставили его сыновей во главе своих мандатных территорий. После изгнания из Дамаска король Фейсал получил трон в Багдаде, став королём Ирака. Старший брат Фейсала Абдаллах в 1921 году обосновался на территории Иордании, претендуя на восстановление власти своего семейства в Дамаске. В марте 1921 Абдаллах встретился в Иерусалиме с Уинстоном Черчиллем. На этой встрече было решено, что Абдаллах станет эмиром Трансиордании. Обособление Трансиордании в отдельную политическую единицу прямо противоречило условиям мандата, полученного британцами у Лиги наций на управление Палестиной. В 1946 году Иордания получила формальную независимость от Великобритании, а эмир Абдаллах стал именоваться королём.

Итак, после Первой мировой войны, главными игроками на ближневосточном поле стали Великобритания и Франция. Именно они в своих интересах искусственно создавали такие государства, как Сирия, Ливан, Ирак, Иордания и отвечали за формирование некоторых уже существовавших к тому времени государств, как, например, Саудовская Аравия. В Османской империи ни одно из упомянутых государств не существовало даже в виде отдельной территориально-административной единицы. К примеру, нынешняя Сирия была поделена турками в силу исламской традиции на четыре административные единицы. А в 1919 году, после французской оккупации, Сирия была объединена в одну подмандатную территорию и получила независимость в 1946 году. В это государство влилось множество противоречий этнического и религиозного характера. Точно также французы "придумали" Ливан: гремучую смесь из мусульман шиитского и суннитского толка, христиан-маронитов и друзов.

Но еще более вопиющей была история создания британцами Ирака. Они взяли три бывшие турецкие провинции – Басра, Багдад и Мосул (первые две были слиты в 1921 г., а последняя была присоединена в 1926 г.) и сколотили из них "государство" для еще одного хашемитского шейха, короновавшего под именем Фейсал король Ирака. В 1932 г. британцы предоставили независимость этому королю, под властью которого оказались арабы, персы, курды, айсоры, армяне и еще несколько этнических групп. Это государство стало вместилищем бесчисленных этнических, религиозных, языковых и культурных противоречий. На севере страны большая часть территории находилась под контролем курдов. Их язык не имеет ничего общего с арабским, официально их религия – суннитский ислам, но большая часть их относится к софистскому направлению. Кроме того, они жили в районах, богатых нефтью. Часть курдов оказалась на территории Турции, другие жили в Ираке, но все они стремились к независимости, на которую имели ничуть не меньше прав, чем любой другой народ. Даже под властью могучей Османской империи курды в своих горах пользовались практической автономией. Они представляют собой внушительную силу, и это прекрасно понимают Турция и Иран, не желающие видеть у своих границ курдское государство. Главным образом, потому, что это несомненно вовлечет в орбиту такого государства курдов, проживающих в Турции и в Иране. Центр Ирака (или, как его принято называть, Большой Багдад) находится под властью арабов-суннитов. Сунниты составляют 35 процентов арабского населения Ирака. Именно они представляли собой властную элиту, находясь под эгидой британского мандата и после него. Во времена английского владычества над Ближним Востоком государственными чиновниками были исключительно сунниты. Таким образом, шииты, составлявшие 65 процентов населения и жившие на юге в округе Басры и в других районах страны, в том числе и вокруг Багдада, были лишены какого-либо представительства во власти. Государство также всячески препятствовало их экономическому развитию и это при том, что на юге Ирака сосредоточены важнейшие для всех шиитов святыни ислама - могила первого имама Али в г. Наджаф, могила святого имама Хусейна в Курбеле, а также могилы седьмого и девятого имамов в самом Багдаде. Самая важная из этих святынь – расположенная на севере страны в городе Самара могила "скрытого 12-го имама" Махди. Он умер в 873 г. и по поверью шиитов является мессией, второго пришествия которого они ожидают. Эти святыни принадлежат всем шиитам, они являются объектом их паломничеств со всех уголков земли, и некоторые из них по значимости не уступают Мекке и Медине – важнейшим святыням ислама. Большая часть западного берега Персидского залива (занятая Кувейтом, Бахрейном, Саудовской Аравией и ОАЭ) населена шиитами, практически не проявляющими никакой лояльности к властвующим над ними суннитами.

Государство Саудидов. На Каирской конференции 1921 г. был завершен процесс отделения арабских государств от Османской империи.

Вслед за обретением независимости возобновились стычки между арабскими государствами. В 1920 г. войска Неджда захватили Верхний Асир, а на следующий год к владениям Саудидов был присоединен Джебель-Шаммар. 22 августа 1921 г. Абдель Азиз ибн Сауд был провозглашен султаном Неджда и зависимых территорий. В последующие два года Саудиды захватили Эль-Джауф и Вади-ас-Сирхан и двинули свои войска на север, на Ирак, Кувейт и Трансиорданию. Не желая чрезмерного усиления Неджда, британцы поддержали Хашимитских правителей Ирака и Трансиордании. Саудиды потерпели поражение.

В 1924 г. король Хиджаза Хусейн объявил о принятии титула халифа всех мусульман, что привело к новому конфликту между Недждом и Хиджазом. В том же году войска Неджда вторглись в Хиджаз и взяли Мекку. Хусейн отрекся от престола в пользу сына Али, но Саудиды в следующем году продолжили наступление. В августе Саудиды взяли Джидду и Медину, после чего Али был низложен. По итогам войны Хиджаз был присоединен к Неджду. 8 января 1926 г. в Большой мечети Мекки Абдель Азиз ибн Сауд был провозглашен королем Хиджаза и султаном Неджда. 16 февраля Советский Союз первым признал новое государство и установил с ним дипломатические отношения. В 1927 г. Абдель Азиз изменил свой титул на "король Хиджаза, Неджда и зависимых территорий". В том же году независимость королевства признала Великобритания.

В 1928 г. в королевстве вспыхнуло восстание вышедших из-под контроля ихванов. Получив благословение от улемов, Абдель Азиз сформировал небольшую армию из членов лояльных ему племен и вытеснил мятежников на территорию Кувейта. Там они были окружены английскими войсками, а их лидеры выданы Абдель Азизу. С поражением ихванов племенные объединения потеряли свою роль главной военной опоры Ибн Сауда. В ходе гражданской войны мятежные шейхи и их дружины были полностью уничтожены. Эта победа стала завершающим этапом на пути создания единого централизованного государства.

22 сентября 1932 г. Абдель Азиз ибн Сауд изменил название своего государства на "Королевство Саудовская Аравия". Тем самым он хотел не только покончить с хиджазским сепаратизмом, но и подчеркнуть роль правящей династии в создании централизованного аравийского государства.

Международное признание молодому государству далось нелегко. Политика религиозной нетерпимости привела к отчуждению Саудовской Аравии от большинства мусульманских стран. Саудовская Аравия так и не вступила в Лигу Наций, но после Второй мировой войны она стала одним из основателей ООН и Лиги Арабских Государств.

Ситуацию в стране коренным образом изменило открытие богатейших нефтяных месторождений в Эль-Хасе в 1938 г. В 1945 г. монополию на разработку нефтяных месторождений получили США. Именно нефть стала источником богатства и процветания государства. Однако отношения королевства с соседями оставались неровными. Саудовская Аравия выступала против создания "Организации Ближневосточного Сотрудничества", продолжались конфликты с Абу-Даби и Маскатом из-за приграничного оазиса Эль-Бурайми.

Йемен. Начавшееся в 1904 г. восстание имама Яхьи ибн Мухаммада Хамид ад-Дина (правил в 1904-48 гг.) против османского владычества вынудило турок в 1911 гг. дать автономию горным (зейдитским) районам Йемена и признать светскую власть имама над ними. Восстание имело тяжелые последствия для еврейского населения Йемена. Потери понесло еврейское население и других городов центральных и северных районов страны. В ходе антиосманского восстания 1904-11 гг. Северный Йемен добился автономии, в 1918 г. провозглашено независимое королевство во главе с имамом зейдитов. В 1919 г. Яхья провозгласил себя королем Йемена и таким образом окончательно разорвал вассальные отношения с Турцией. Притязания Йемена на Асир на севере и протектораты на юге не были осуществлены из-за захвата Асира новым Саудовским государством в 1920-е гг. и сохранявшегося британского превосходства на юге. В 1934 г. имам Йемена Яхья подписал соглашения с Великобританией и Саудовской Аравией, однако границы государства не были четко определены.

Частые военные и политические конфликты нового королевства с независимыми княжествами и непокорными племенами, с Великобританией (1918-28 гг., включая торговую блокаду и бомбардировку англичанами городов и сел Йемена) и с Саудовской Аравией (1934 г.), к которой в итоге отошел северный Наджран, где имелось еврейское население, а также голод и эпидемии, достигшие апогея в период Второй мировой войны, но главным образом усиление антиеврейского законодательства (например, специальным эдиктом имама в 1921 г. был возобновлен существовавший с 17 в. закон, предписывавший обращение в ислам с последующим воспитанием в мусульманском духе всех малолетних еврейских сирот), — все это побуждало, наряду с другими причинами, евреев Йемена к алие в Эрец-Исраэль, несмотря на официальный запрет эмиграции евреев (1929 г.). Так, к 1918 г. в Эрец-Исраэль насчитывалось около 4,5 тысяч выходцев из Йемена, а к 1947 г. — около 35 тысяч.

3. Движение «сионизм», Декларация Бальфура и путь к созданию Эрец-Исраэля

На протяжении двух тысячелетий евреи никогда не теряли надежду на освобождение от чужеземного господства и возвращение на родину в Эрец-Исраэль. Беспрецедентная в истории преданность народа Израиля родной земле, осознание им своего единства стали предпосылками зарождения в еврейской среде массового национально-освободительного по своей сути движения за возвращение в Эрец-Исраэль и создание на ее территории независимого государства. Возросшая открытость еврейства облегчила восприятие им европейского национализма нового времени. Это проявилось, в частности, в усвоения концепции национально-государственного патриотизма, сформировавшейся во Франции и Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Эмансипированные евреи не только внимательно наблюдали за освободительной борьбой поляков, венгров, итальянцев, греков, ирландцев, румын, южных славян, народов Латинской Америки, но и принимали активное участие в ряде национальных движений. Осмысление их опыта и рационалистическое понимание исторического процесса позволили части еврейской интеллигенции заменить или дополнить мистическую мессианскую эсхатологию концепцией естественного самоизбавления народа. Началось обновление еврейской национальной идеи на нерелигиозной основе; был сделан вывод о том, что эмансипация не может радикальным образом изменить положение евреев, особенно находящихся на низших ступенях социальной лестницы, а ассимиляция ведет лишь к утрате национальной самобытности, не обеспечивая евреям полной интеграции в обществе, последовательно отторгающем «инородцев». Следовательно, в рамках существующих государств еврейский народ либо исчезнет как этническая и духовная общность, либо будет вечно оставаться особым, скорее всего — неравноправным и угнетенным меньшинством. Подлинное же освобождение евреев возможно лишь на специально выделенной для этой цели территории, где они, став большинством населения, могли бы создать независимое или автономное государство, сформировать социальную структуру по образцу европейских наций, добиться морального и культурного обновления. В эту концепцию органично влились традиционные представления об Эрец-Исраэль как исторической родине народа Израиля и месте его грядущего возрождения. Тем самым была заложена основа новой идеологии — идеологии сионизма. Все большее число представителей еврейской интеллигенции начало осознавать, что подлинное решение «еврейского вопроса» в диаспоре невозможно; тем самым была подготовлена почва для более широкого распространения идей сионизма. В июле 1882 г. в Эрец-Исраэль прибыли первые переселенцы с юга России; за ними последовали многочисленные поселенцы из Румынии. С 1881 г. в страну начали переселяться евреи из Йемена. Тем самым было положено начало первой алие, в ходе которой до 1903 г. в Эрец-Исраэль прибыло около десяти тыс. евреев. Однако вскоре переселенческая активность стала резко падать.

В 1890-х гг. в образованных кругах еврейства была выдвинута концепция создания самостоятельного еврейского государства. Именно для обозначения этого идейного течения и был впервые использован термин «сионизм». Его основные постулаты были четко сформулированы в книге Т. Герцля «Еврейское государство», опубликованной в феврале 1896 г. В ней подчеркивалось, что главной целью еврейского национального движения должно стать получение международных гарантий права евреев на создание собственного государства. Только после принятия таких гарантий всем мировым сообществом (или, как минимум, великими державами) сможет начаться организованное и планомерное переселение еврейского народа во вновь созданное государство, где будут претворены в жизнь принципы равенства, демократии и социальной справедливости. Для реализации этого плана, указывал Т. Герцль, необходимо создать «Еврейское общество» как политическое представительство еврейского народа на переговорах с правительствами различных стран и «Еврейскую компанию», которая аккумулировала бы денежные средства, необходимые для переселения миллионов евреев и строительства инфраструктуры. Таким образом, книга Т. Герцля, заложившая фундамент идеологии сионизма, обозначила в то же время переломный момент в истории еврейского национального движения и послужила началом нового этапа его развития. Противниками сионистских идей выступили ортодоксальные иудаистские религиозные деятели. Ассоциации раввинов Германии решительно осудили идеи Т. Герцля и доказывали, что они глубоко чужды традициям иудаизма, однозначно связывающего воссоздание еврейского государства с приходом Мессии. Их выступление заканчивалось протестом против созыва Первого сионисткого конгресса.

Было решено провести конгресс в Базеле, где он и состоялся 29–31 августа 1897 г. На нем была создана всемирная Сионистская организация, президентом которой стал Т. Герцль. Тем самым было положено начало сионизма как общественному движению. Конгресс принял его программу, в которой главной целью сионизма провозглашалось создание для еврейского народа «обеспеченного публичным правом убежища в Палестине», а «содействие поселению в Палестине евреев-земледельцев, ремесленников и рабочих» и «укрепление и развитие еврейского национального чувства и национального самосознания» характеризовались как средства достижения этой цели. Так, с момента своего возникновения сионизм аккумулировал основные идейные концепции еврейского национального движения своего времени, благодаря чему в короткий срок занял в нем лидирующее положение. Последние годы XIX в. и первые годы XX в. стали временем быстрого укрепления сионистского движения.

Решения 7-го Сионистского конгресса положили начало активной поселенческой деятельности на территории Палестины. Под влиянием начавшейся в 1904 г. второй алии 8-й Сионистский конгресс (август 1907 г.) принял принципиальное решение о том, что переселение евреев в Эрец-Исраэль может и должно начаться еще до получения «хартии».

Началась Первая мировая война, в которой Османская империя вступила в войну на стороне центральных держав, что коренным образом изменило ситуацию в мире. В 1915– 16 гг. в Великобритании сложился неформальный политический центр сионистского движения. Руководители этого центра (Х. Вейцман, Н. Соколов, И. Членов) стали самостоятельно действовать вопреки решениям центральных органов всемирной Сионистской организации. Они начали в феврале 1917 г. переговоры с премьер-министром Великобритании Д. Ллойд-Джорджем и министром иностранных дел А. Дж. Бальфуром, убеждая их в том, что «обеспеченное публичным правом убежище» для еврейского народа может быть создано в Эрец-Исраэль под покровительством одной Великобритании. Более того, это должно стать для Великобритании одним из официальных целей войны.

Руководители британского правительства постепенно осознали, что Великобритания могла бы поставить этот принцип на службу своим интересам и, таким образом, добиться в Эрец-Исраэль (представлявшей собой стратегически важную зону на дальних подступах к Суэцкому каналу) больших преимуществ. Это обеспечило быстрый успех дипломатических усилий лидеров лондонского центра сионистского движения позитивному исходу переговоров способствовал также высокий авторитет, которым пользовался в Великобритании лично Х. Вейцман. 2 ноября 1917 г. была опубликована Декларация Бальфура, в которой подчеркивалось, что «правительство Его Величества благосклонно относится к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия, чтобы облегчить достижение этой цели». В июле 1922 г. Декларация Бальфура полностью вошла в текст утвержденного Лигой Наций британского мандата на Палестину, став международно-признанным документом. Это означало, что достигнута промежуточная цель еврейского национального движения, сформулированная Т. Герцлем и закрепленная в Базельской программе, — получена «хартия», гарантирующая особые права еврейского народа на Эрец-Исраэль. Используя поддержку сионистского движения, Великобритания в 1920 г. добилась на конференции в Сан-Ремо мандата на всю Палестину. Опубликование Декларации Бальфура (ставшей первым неоспоримым политическим достижением сионизма), вызвал взрыв энтузиазма еврейского населения во всём мире. Это сделало сионизм во время Первой мировой войны и сразу после её окончания крупным общественным движением, важным фактором внутренней жизни еврейства и международной политики. Сионистское движение в конечном итоге привело к созданию независимого еврейского государства на землях Эрец-Исраэль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: