План лекции (1 час)

ТЕМА 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИРАНА В 1945-1978 ГГ.

Цель лекции: рассмотреть основные направления внешней политики Ирана в период правления Мухаммад-Риза-шаха Пехлеви в 1945-1979 гг.

Ключевые слова: правительственный переворот, династия Пехлеви, шииты, сунниты, Англо-иранская нефтяная компания, шиитское духовенство.

1. Внешняя политика Ирана в период начала царствования Мухаммад-Риза-шаха: демократия и соперничество США и Англии в 1941-1953 гг.

2. Внешняя политика Ирана во второй период царствования Мухаммада-Риза-шаха: диктатура и зависимость (1953-1979 гг.).

3. Устранение конфликтов и «Независимая национальная политика» шаха.

4. Доктрина Никсона и роль Ирана в качестве жандарма.

Изучение документов показывает, что присутствие немецких специалистов в Иране было всего лишь предлогом для разведывательных операций Германии в условиях неизбежной войны. Для того чтобы обеспечить защиту Индии и безопасность нефтяных промыслов на юге страны и в Персидском заливе, под предлогом того, что Иран превратился в плацдарм для нападения немцев на Советский Союз, англичане побудили его ввести свои войска на территорию Ирана в сентябре 1941 г. 25 августа 1941 г. вооруженные силы Англии и Советского Союза вступили на территорию Ирана. Они не имели целью смещение Риза-шаха, но последовавшие события в стране укрепили решимость Англии отстранить его от власти. Его наследником, несмотря на отвращение к нему англичан, стал сын Риза-шаха — Мухаммад-Риза. Таким образом, начался второй, 37-летний, период царствования династии Пехлеви, который разделяют на два периода:

1) 12-летний период (1941-1953 гг.), который начинается со времени оккупации Ирана в сентябре 1941 г. и свержения Риза-шаха и заканчивается переворотом в августе 1953 г. и отстранением от власти национального правительства доктора Мухаммада Мосаддыка.

2) 25-летний период (1953-1979 гг.), который начинается с возвращением Мухаммад-Риза-шаха вслед за переворотом 19 августа 1953 г. и заканчивается победой Исламской революции в феврале 1979 г.

Отличительной особенностью первого периода стало установление демократии в Иране одновременно с соперничеством Америки и Англии на арене внешней политики Ирана. В конечном счете победителем из этого соревнования вышла Америка. Уничтожение демократии и восстановление диктатуры в Иране вместе с сильной зависимостью от Запада являются характерными чертами второго периода.

1. Внешняя политика Ирана в период начала царствования Мухаммад-Риза-шаха: демократия и соперничество США и Англии в 1941-1953 гг.

Главной отличительной чертой этого 12-летнего периода в современной истории Ирана является свержение деспотичного режима и установление демократии. После того как Риза-шах покинул Иран, деспотия ушла вместе с ним. В этой благоприятной среде был образован один из самых свободных парламентов в истории иранского конституционализма — 14-й Меджлис. В стране начали развиваться и распространяться идеи законности, возрождения конституционного строя, разделения властей, восстановления власти законных государственных институтов и изгнания иностранцев из сферы национальных ресурсов Ирана. Главным лозунгом национальных и религиозных сил во внутренней политике был такой: «Шах должен царствовать, а не управлять».

Во внешнеполитической сфере иранцы также хотели иметь возможность определять свою судьбу. Это убеждение привело к стремлению национализации нефтяной промышленности и ограничению доступа англичан к национальным ресурсам Ирана. По причине совместного противодействия Америки и Англии этому движению (несмотря на некоторые противоречия между этими державами и первоначальное сотрудничество Америки с иранскими националистами) это не привело к каким-либо результатам в борьбе иранцев за лишение иностранцев власти в стране, а также за осуществление своих прав. Устранение демократии, борьба с националистическим движением и протестами против колонизации Ирана на этот раз стали возможны благодаря сотрудничеству внутренних реакционеров и иностранных империалистов. Этот процесс стал определяющим в англо-американском перевороте в августе 1953 г.

Основной характерной чертой этого 12-летнего периода с точки зрения внешней политики является ожесточенная борьба между английскими и американскими империалистами за влияние в Иране. США во время Второй мировой войны в связи с конъюнктурой того времени вошли в Иран по приглашению Англии. Но с течением времени американцы захотели навсегда укрепить свои позиции и установить протекторат над Ираном. Видимо, нефтяные ресурсы и рынки Ирана, а также его стратегическое положение представляли основной интерес для американцев. Залогом их успеха послужило то, что некоторые иранские националисты и элита общества положительно относились к присутствию американцев в стране. Однако формирование стратегической заинтересованности США в Иране постепенно начало сопровождаться ожесточенной борьбой с Англией. Размышления над документами приводят к мысли, что основные англо-американские противоречия концентрировались главным образом вокруг трех проблем — южноиранской нефти, демократии и способа борьбы с Советским Союзом.

Это объясняется тем, что с перемещением мирового экономического и промышленного центра из Европы в Америку под воздействием Второй мировой войны США открыто взяли курс на закрепление за собой нефти на всем Ближнем Востоке, и в частности в Иране. Кроме нефтяных интересов, способ борьбы с национально-освободительными движениями третьего мира после войны также способствовал напряженности в англо-американских отношениях. В борьбе с этими движениями англичане предпочитали все те же старые принципы классической колонизации, т.е. грубые методы дипломатического и военного нажима, в то время как американцы, опираясь на лозунги Рузвельта, а затем и Трумэна, проявляли сочувствие к этим движениям. Кроме того, деятельность Советского Союза в Иране и способы борьбы с ней не только усилили противоречия между Англией и США, но и упрочили позиции последней. Как уже говорилось выше, советское правительство заняло позиции Англии в Иране во время Второй мировой войны. Однако через некоторое время СССР также проявил свою захватническую сущность: получив отказ на просьбу о нефтяной концессии на севере страны после завершения войны, он, вопреки соглашению, заключенному во время войны, не только не эвакуировал свои войска, но и способствовал появлению двух сепаратистских движений. В Азербайджане образовалась Демократическая партия Азербайджана под руководством Пишавари, которая выдвинула требования о предоставлении Иранскому Азербайджану автономии. Одновременно коммунистическая партия Курдистана под руководством Кази Мухаммада выдвинула требование о предоставлении курдам автономии с центром в Михабаде. Так как война сильно повлияла на экономическое и политическое положение Англии, она была вынуждена согласиться с мероприятиями, проводимыми СССР. Такая позиция не устраивала руководителей США.

В результате можно сделать вывод, что заинтересованность США в иранских нефтяных ресурсах и рынках, стратегически важная позиция Ирана из-за соседства с СССР, образование двухполюсного мира, ненависть иранцев к англичанам из-за проводившейся ими колонизаторской политики в стране, а также неопределенность позиции Англии в отношении оккупационной политики СССР - все это создало благоприятную почву для вытеснения Англии с привилегированных позиций и занятия ее места США во внешней политике Ирана. Это нашло свое отражение в провозглашенной в 1947 г. президентом Трумэном доктрине, в которой об Иране не было официально заявлено, но в ее рамках Иран вошел в число стран, получивших экономическую и военную помощь от США. Эта помощь сыграла основную роль в укреплении сферы влияния США в Иране в рамках планов мирового господства США и в борьбе с коммунизмом. Последним этапом этого процесса было замещение Англии Соединенными штатами, что стало реальным в результате переворота 19 августа 1953 г. Это событие предвещало подавление демократии и восстановление экспансии американцев в Иране.

В те годы развивающаяся в Иране демократия столкнулась лицом к лицу с реакционными силами. Можно отметить попытки Мухаммад-Риза-шаха лишить власти законные органы, как-то: Меджлис и кабинет министров, - а также централизовать абсолютную монархию с целью установления своей диктатуры. Шах пользовался поддержкой зарубежных государств, в особенности Англии, для восстановления своей диктатуры. Эта поддержка послужила основным поводом для начала кампании иранских националистов в борьбе против Англо-иранской нефтяной компании.

Борьба между тремя основными силами на политической арене, т. е. Национальным фронтом, Народной партией и правящими кругами, завершилась победой первой. 8 марта 1951 г. комиссия Меджлиса по вопросам нефти утвердила закон о национализации нефтяной промышленности, 20 марта 1951 г. сенат скрепил закон подписью. Премьер-министром был назначен доктор Мухаммад Мосаддык. Главной целью правительства Мосаддыка c апреля 1951 г. по август 1953 г. было восстановление конституционного строя внутри страны, а также прекращение грабежа иранской нефти Англо-иранской нефтяной компанией. Наряду с этим наилучшим способом обеспечения национальных интересов страны было осуществление доктрины негативного паритета во внешней политике.

Англия с самого начала открыто выступила против национализации нефтяной промышленности и преследовала цель свергнуть правительство Мосаддыка. В силу того что после войны в экономическом отношении Англия переживала не лучшие времена, она была заинтересована в получении нефтяных доходов из Ирана. Кроме того, Англия была встревожена тем, что националистическое движение Ирана получит широкий размах в странах, расположенных на Ближнем Востоке. Поэтому английские власти были намерены сместить Мосаддыка с его поста, однако на пути достижения этой цели они столкнулись с двумя главными противоречиями: поддержкой широкими массами Мосаддыка внутри страны, с одной стороны, и возражениями Америки по поводу свержения правительства Мосаддыка, с другой. Поэтому Англия выработала трехзвенную стратегию. Во-первых, путем распространения провокационной и подрывной пропаганды против Мосаддыка в стране и подкупа оппозиционных сил старалась ослабить положение правительства. Во-вторых, разжечь конфликт между иранским правительством и Англо-иранской нефтяной компанией и использовать это для давления на Иран через международные организации (Гаагский международный суд и Совет Безопасности ООН) с целью привлечения к ответственности Мосаддыка. В-третьих, привлечение США на свою сторону с целью отстранения правительства Мосаддыка от власти следующими двумя способами:

1. Навязать Ирану предложение об управлении иранской нефтяной промышленностью иностранной компанией, что противоречило закону о национализации нефтяной промышленности и было отклонено иранским, по определению англичан «непримиримым и упрямым», премьер-министром;

2. Использовать международное эмбарго на иранскую нефть и массовые уличные манифестации английских приспешников (называвшихся «нефтяные массы») против Мосаддыка, заявляя, что он хочет установить коммунизм в Иране.

Американское правительство поддерживало начальный этап формирования движения по национализации нефтяной промышленности Ирана. Это объясняется тем, что президент США Трумэн был убежден: поддержка националистических движений будет способствовать борьбе с коммунизмом в третьем мире. По мнению Трумэна и его окружения, Мосаддык как раз и был олицетворением иранского национализма. Однако постепенно политика США приняла иной оборот в отношении поддержки правительства Мосаддыка, и Америка попыталась примирить Иран с Англией. Как представляется, это изменение курса внешней политики США имело две причины политического и экономического характера. С экономической точки зрения проводимые Мосаддыком в Иране мероприятия ставили под угрозу интересы американских нефтяных компаний, это объясняется тем, что была договоренность о разделе прибыли этих компаний от иранских нефтяных ресурсов пополам, а не их национализация. Кроме того, зарождение холодной войны и война в Корее вынудили США сохранить своих традиционных союзников в Европе, в частности Англию. Появление такого рода затруднений заставило США взять на себя посредническую миссию. Целью американских деятелей на этом этапе было побуждение англичан к согласию с национализацией нефтяной промышленности Ирана и поощрение доктора Мухаммада Мосаддыка к разрешению нефтяного кризиса путем раздела прибыли по принципу 50/50 или принятия иных мер, чтобы Иран не мог получать больше половины от полученных доходов.

Все усилия Трумэна оказались тщетными. Так как доктор Мосаддык не смотрел на эту проблему с экономической точки зрения, для него было важно политическое разрешение вопроса, и он никоим образом не был готов отказаться от закона по национализации нефтяной промышленности Ирана. Эти мероприятия Мосаддыка также поставили под удар английское правительство, которое не хотело упускать свою долю прибыли от иранской нефти. Завершение президентства Трумэна и приход к власти президента Эйзенхауэра, выходца из республиканской партии, который заявил о своей новой доктрине под названием «Новый взгляд», касающейся стран третьего мира и государств, граничащих с Советским Союзом и направленной, в частности, на борьбу с коммунизмом, были подходящим моментом для англичан, чтобы осуществить их давнюю мечту — сместить правительство Мосаддыка путем переворота.

Прежде чем рассматривать советскую политику в отношении Мосаддыка, целесообразно обратить внимание на два важных момента. Во-первых, позиция советского правительства в отношении проводимых в Иране реформ определялась на основе информации, получаемой от Народной партии, и ее политической линии. Эта партия в первые месяцы не только отрицательно относилась к движению Мосаддыка за национализацию нефтяной промышленности, но и представляла его как фактор американского империализма. Кроме того, господствующий взгляд во внешней политике СССР на протяжении этого времени был дуалистичен. Сталин уверенно говорил: «Кто не с нами - тот против нас». Поэтому недостаточная осведомленность Народной партии о движении за национализацию нефтяной промышленности Ирана и лидере движения, пренебрежительное отношение Сталина к таким движениям, а также целый ряд других факторов (прохладное отношение СССР к политике Мосаддыка и различные обстоятельства, сопровождавшие получение концессий на северную нефть) - все это послужило причиной того, чтобы советское правительство избрало политику равнодушия и подозрительности в отношении этого политического движения.

Борьба между Мосаддыком и англичанами закончилась в пользу последних. Англичане, извлекая выгоду из слабых сторон национального движения и прибегая к многочисленным провокациям и оказанию финансовой помощи оппозиционным Мосаддыку силам, постепенно смогли ослабить основы его правительства. К тому же с приходом Эйзенхауэра к власти англичанам представилась возможность предпринять некоторые меры на внешнем фронте - они смогли привлечь на свою сторону руководителей Белого дома для смещения правительства Мосаддыка. Последняя страница этого сценария была перевернута 19 августа 1953 г.

Главная ответственность за свержение правительства Мосаддыка легла на плечи США. Это объясняется тем, что предпринятые англичанами шаги по смещению правительства Мосаддыка постоянно терпели неудачу, а его экономическая программа, названная «Экономика без нефти», имела определенный успех. Важнее всего то, что поражение Мосаддыка было невозможно только в результате внутренних разногласий в Национальном фронте или переворота Народной партии, без вмешательства иных сил. Причастность США к перевороту 19 августа 1953 г. имела не только экономические, но и политические причины. Эйзенхауэр выдвинул новую доктрину во внешней политике, названную «Новый взгляд». Следуя политической линии Трумэна, она была направлена против коммунизма. Поэтому, с точки зрения проводников этой политики, программа Мосаддыка была недостаточной для борьбы с Народной партией, в результате чего возникала вероятность превращения Ирана во второй Китай. Поэтому, по их мнению, правительство Мосаддыка должно было быть свергнуто. В области внешней политики американцы посредством этого переворота вытеснили англичан из их сферы влияния в Иране, смогли официально укрепить свои позиции на арене внешней политики этой страны и привести к власти марионеточное правительство.

2. Внешняя политика Ирана во второй период царствования Мухаммада-Риза-шаха: диктатура и зависимость (1953-1979 гг.)

Англо-американский переворот 19 августа 1953 г. не только вернул Мухаммад-Риза-шаха в Иран и посадил его на трон, но и способствовал продолжению его царствования на протяжении 25 лет. Самые яркие, отличительные черты этого периода — всесторонняя борьба шаха с оппозиционными силами и установление абсолютного самодержавия. В области внешней политики продолжалась дальнейшая экспансия Запада, в особенности США. Такая политика привела к полнейшей зависимости Ирана от Запада и превратила его в протекторат США на Ближнем Востоке.

После возвращения к власти благодаря перевороту Мухаммад-Риза-шах в целях укрепления ее основ использовал выражение «Позитивный национализм» для разъяснения внешней политики Ирана. В числе наиболее важных черт внешней политики Ирана 1950-х гг. в рамках позитивного национализма можно отметить укрепление связей Ирана с США, активную роль Ирана в борьбе с коммунизмом, яркие проявления стычек между Ираном и СССР, а также оторванность Ирана от прогрессивных и радикальных арабских стран.

В следующем десятилетии, после переворота, правительство США в целях укрепления основ своего господства стало оказывать политическую, экономическую и военную поддержку иранскому режиму. Основной целью американских государственных деятелей было превращение Ирана в плацдарм для войны с коммунизмом в рамках доктрины Эйзенхауэра «Новый взгляд». На основе этой теории Иран должен был вести активную деятельность против коммунизма, выходя за рамки нейтралитета на международной арене. Для осуществления этих целей американский госсекретарь Даллас побуждал Иран и другие страны региона к созданию пятистороннего союза вблизи от Советского Союза в целях борьбы с коммунизмом. В результате этого в 1955 г. в Багдаде был заключен пакт между Ираном, Пакистаном, Турцией, Ираком и Англией (Багдадский пакт). Хотя США не были официальным участником данного договора, в действительности за кулисами этих переговоров находились именно американцы, преследовавшие цель борьбы с коммунизмом.

Хотя Мухаммад-Риза-шах был не доволен Багдадским пактом из-за отсутствия в нем США, он встал на борьбу с насеризацией (Египет) региона. После получения экономической и военной помощи со стороны США в рамках доктрины Эйзенхауэра члены Багдадского пакта, в т.ч. и Иран, официально объявили о своей поддержке доктрины. Однако прошло не так много времени после ее объявления, как политика США столкнулась с первыми трудностями вследствие иракского военного переворота 1958 г., в результате которого был свергнут монархический режим в Ираке и установлен республиканский строй под руководством Абд ал-Карима Касима. С выходом Ирака из Багдадского пакта этот союз получил иное название — Организация Центрального договора (СЕНТО), а резиденция была переведена из Багдада в Анкару. Новая политическая ориентация лидеров переворота в Ираке на Насера (Египет) и СССР послужила поводом для сближения Ирана и США. Этот союз был закреплен подписанием двустороннего договора в 1959 г. Укрепление ирано-американского союза и широкая экономическая и военная поддержка иранского режима на протяжении 1950-х гг. помогали Мухаммад-Риза-шаху бороться со всеми оппозиционными группами, представлявшими угрозу его власти, при помощи тайной полиции — Организации безопасности и информации страны (САВАК). Однако с появлением Кеннеди на политической арене США все тут же изменилось.

В 1960 г. кандидатура Кеннеди, выдвинутая демократической партией, одержала победу на выборах президента США. Наблюдая за распространением коммунизма по миру, в особенности в Латинской Америке, Кеннеди придерживался мнения, что политика Эйзенхауэра, направленная на борьбу с коммунизмом, не принесла нужных результатов, а потому нужна новая стратегия на этом поприще. Кеннеди разработал новую стратегию под названием «Гибкий ответ». Важнейшей мерой Кеннеди в рамках новой доктрины для борьбы с коммунизмом в Латинской Америке стало создание программы под названием «Объединение для развития». Она строилась на двух постулатах: проведение реформ сверху; использование военных в целях подавления в том случае, если реформы вызовут волнения в обществе.

Некоторые события на международной арене, а также в Иране укрепили решимость американских руководителей подготовить схожий проект для проведения реформ в Иране. Кандидатом для их проведения американцы выбрали доктора Али Амини — технократа, который затем под давлением американцев вошел в кабинет министров. Али Амини провел некоторые реформы в Иране. Важнейшей их них считается программа аграрной реформы. Бессилие Амини в деле привлечения среднего класса и интеллигенции страны к сотрудничеству полностью изменило политический курс США в отношении его кабинета, вследствие чего была прекращена финансовая и политическая помощь. Эти обстоятельства привели к отставке кабинета Амини.

Шах объявил о своем плане реформ из шести пунктов, который был назван «Революция шаха и народа» и вынес его на всенародное голосование в феврале 1963 г. Однако очень скоро стало ясно, что выполнение реформаторских программ Кеннеди в Иране столкнется с оппозиционными силами, важнейшая из них - религиозное духовенство во главе с имамом Хомейни. Демонстрации и выражение народного недовольства в отношении реформаторских программ шаха воодушевили иранских лидеров на использование второй части программы Кеннеди, т. е. применение силы для подавления недовольства, которое достигло своего апогея в восстании 1963 г. Прошло не так много времени после жестокого подавления восстания, как в ноябре 1963 г. на Кеннеди было совершено покушение, и шах вздохнул полной грудью. Таким образом, хотя в период руководства Кеннеди были открыты пути для реформаторских преобразований, однако в то же время были созданы благоприятные условия для увеличения сферы влияния Америки в Иране.

Внешняя политика Ирана, основанная на «позитивном национализме» и не давшая никаких результатов кроме сближения с Западом, в особенности с США и Англией, никак не устраивала северного соседа Ирана — СССР, что стало причиной колебания атмосферы двусторонних отношений на протяжении этого времени от мирного сосуществования до угроз. В первые годы после переворота с обеих сторон были предприняты шаги по устранению некоторых разногласий между этими странами, в частности для решения финансовых и территориальных вопросов. Однако по мере сближения Ирана с США в результате размещения американских баз на территории Ирана подверглись опасности южные границы СССР, и ощущение угрозы вытеснило взаимопонимание из отношений между двумя странами. СССР выступил против членства Ирана в Багдадском пакте, а холодная война между двумя странами достигла своего апогея с подписанием оборонительного договора между Ираном и США. Руководители советского правительства начали вести антииранскую пропаганду, а Иран в ответ аннулировал пункты 5 и 6 Договора о дружбе 1921 г. Односторонняя политика единения с западным лагерем, в особенности с США, способствовала удалению Ирана от таких прогрессивных стран, как Египет, и упрочению ирано-израильских отношений.

3. Устранение конфликтов и «Независимая национальная политика» шаха.

С появлением Кеннеди на политической арене США в начале 1960-х гг. во всем мире, а также на Ближнем Востоке развернулись широкие мероприятия по проведению реформ, которые так или иначе повлияли не только на внутреннее положение Ирана, но и на другие страны. С глобальной точки зрения после встречи глав США и СССР в июне 1961 г. началась новая эпоха в отношениях двух великих держав. Отличительной чертой новой эпохи, несмотря на периодически появлявшиеся кризисы, подобные карибскому, были усилия двух держав в деле устранения противоречий эпохи холодной войны. Кроме того, другие события, как-то: образование Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), формирование Движения неприсоединения в 1961 г., создание Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и, наконец, получение Китаем атомного оружия и конфликт внутри восточного лагеря между Китаем и Советским Союзом — побудили шаха пересмотреть свою внешнюю политику.

Основными элементами новой внешней политики, которую шах назвал «Независимой национальной политикой», можно считать продолжение реформ внутри страны вместе с укреплением и расширением экономической и военной связки с США, мирное сосуществование и сотрудничество с СССР в области торговли и промышленности, несмотря на взаимные политические противоречия с ним, а также усилия по улучшению политических и экономических отношений со странами региона.

Вслед за покушением на Кеннеди и переходом власти в руки вице-президента Джонсона Мухаммад-Риза-шах продолжил реализовывать продиктованную программу реформ внутри страны. Отличительной особенностью отношений США и Ирана в 1960-х гг., за исключением некоторых разногласий в области нефти и вооружений, явилось упрочение и расширение экономического, политического и военного союза. Мухаммад-Риза-шах преследовал цель получения экономической и финансовой помощи от США для проведения реформ в Иране, а также современных вооружений для укрепления армии. В свою очередь в США ряд политических и экономических факторов, а также фактор безопасности укрепили решимость Джонсона в расширении ирано-американских отношений. С экономической точки зрения иранские запасы нефти и газа вместе с соответствующим рынком для капиталовложений американских компаний; с политической точки зрения согласованная линия Ирана и США в отношении Вьетнама и Ближнего Востока; с точки зрения безопасности наличие протяженных советско-иранских границ и помощь стратегическому союзнику США в регионе Израилю - все это укрепило решимость Джонсона упрочить союз между США и Ираном.

Два события, произошедшие в этот период, явились пиком их отношений. Во-первых, получение американскими военными и дипломатами прав экстерриториальности в 1964 г. и семинар по капиталовложению, проведенный в 1970 г. в Тегеране с участием американских фирм и компаний для знакомства с возможностью капиталовложений в Иране и развития реформ, а также рост сферы влияния США в Иране. Эти события вызвали сильное недовольство среди народных масс и различных групп в Иране. Духовенство во главе с имамом Хомейни резко на них отреагировало, в результате чего было принято решение выслать имама из Ирана в Турцию. Религиозные деятели, народ, группы с марксистскими убеждениями и даже сторонники Латинской Америки, черпая вдохновение в преобразованиях, проведенных Фиделем Кастро, вели борьбу против шахского режима и образовали впоследствии две организации: «Муджахидин-и халк» («Муджахиды народа») и «Чарикхайи фадайийи халк» («Партизаны, жертвующие собой во имя народа»).

Кроме укрепления ирано-американского союза в 1960-х гг., большие изменения претерпели также советско-иранские отношения. Несмотря на некоторые политические разногласия, новые отношения строились на основе развития экономического и промышленного сотрудничества между двумя странами. Взаимопонимание заняло место холодной войны в отношениях двух стран. Ярким показателем этих перемен является принятое Ираном перед Советским Союзом в сентябре 1962 г. обязательство отказывать иностранным государствам в предоставлении ракетных баз на своей территории. Это соглашение послужило основой создания дружеских и мирных границ между двумя странами. Такое мирное сосуществование стало залогом успеха сотрудничества в области торговли и промышленности. К примеру, в июне 1964 г. было подписано соглашение о транзите товаров между двумя странами. Через год после этого экономическое и промышленное сотрудничество двух стран достигло своей высшей точки с заключением двустороннего соглашения о строительстве газопровода для экспорта газа в СССР взамен на строительство силами СССР Исфаханского металлургического комбината и Аракского машиностроительного завода. Следует отметить, что, несмотря на заключение данного соглашения между сторонами и установление мирного сосуществования двух стран, отдельные политические противоречия бросали тень на ирано-советские отношения. Так, иранское правительство было встревожено по поводу усилий СССР расширить сферу своего влияния в Персидском заливе и его сотрудничества с радикальными арабскими странами, а Советский Союз, в свою очередь, был недоволен тем, что Иран посредством СЕНТО и «нефтяного» сотрудничества с западными компаниями все еще оставался в западном лагере.

Улучшение отношений между Ираном и СССР в 1960-х гг. нужно рассматривать наряду со сложившимися факторами в регионе, а также за его пределами. С международной точки зрения с началом этого периода вслед за ослаблением холодной войны Советский Союз намеревался не только устранить разногласия с Ираном, но и решить проблемы с США. Пересмотр взглядов США и СССР в области безопасности также сыграл значительную роль в улучшении ирано-советских отношений. Самым лучшим способом обеспечения безопасности, с точки зрения глав советского правительства, были ликвидация западных ракетных баз вблизи своей территории и расположение советских баз недалеко от США. Это произошло именно в то время, когда ракетные силы США больше не нуждались в расположении ракетных баз вблизи территории СССР. Кроме того, с точки зрения внутренней политики у лидеров Ирана и СССР были свои побудительные причины для укрепления отношений.

С одной стороны, шах, сближаясь с СССР, старался сохранить экономическую и военную поддержку со стороны США, а с другой - обеспечить свои нужды в области тяжелой промышленности (металлургия и т. д.) с помощью СССР. Наряду с этим рынок СССР давал хорошую возможность экспортировать товары иранских производителей. Руководители Кремля, улучшая отношения с Ираном, намеревались не допустить сближения между Ираном и США, дабы устранить угрозу с их стороны.

Кроме СССР также были установлены связи с остальными странами региона. С ослаблением холодной войны, постепенно и СЕНТО утратила свое былое значение, и вместо нее была создана Организация регионального развития (RCD), в состав которой входили Иран, Турция и Пакистан. Что касается арабских стран, то Иран так и не улучшил отношения с радикальными странами арабского мира, как-то Сирия и Египет. Ирано-иракские переговоры в отношении реки Шатт эль-Араб не дали никаких результатов. Иран старался развивать отношения с Израилем, а также с нейтральными странами, такими как Саудовской Аравии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: