Происхождение науки. Развитие естествознания от античности до наших дней

Считается, что наука возникла как преодоление мифологии. В сознании первобытных людей на протяжении десятков тысячелетий знания о реальных свойствах вещей и процессов, получаемых практически, переплетались с фантастическими представлениями, составляющими содержание мифологии.

В процессе усложнения и разделения первоначально недифференцированного труда появилась необходимость и возможность перехода от познания, включенного в материальный труд, к познавательной деятельности, направленной на сбор информации, ее проверку, накопление и сохранение, а также передачу знаний от поколения к поколению. Такая деятельность и одновременно ее результат (знание) и стали называться наукой (от латинского scientia – знание, наука). Произошло это в III-II тысячелетии до н.э. Первыми профессионально наукой стали заниматься жрецы.

Этап I – “становление логически и методически осознанной науки”

Первоначально науки были сугубо опытными, эмпирическими и практическими как по содержанию знания, так и по способу его получения и обоснования. Это в основном греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии. Отдельные науки (особенно астрономия и математика) достигли высоких ступеней развития, например:

Вавилоняне – владели способами приближенного извлечения квадратного корня, решения квадратных уравнений, изобрели шестидесятиричную “позиционную систему” счисления, от которой идет современный счет минут.

Египтяне – ввели солнечный календарь, определили продолжительность года – 365,25 дней (год делился на 12 месяцев по 30 дней, к каждому году добавлялось по 5 дней, но високосные годы не вводились), установили значение числа π, точную формулу для вычисления площадей треугольника, трапеции, круга, развили химическое ремесло, которое считалось священным, и было окружено таинственностью.

В Китае – изобрели порох и крашение.

В Персии были известны металлургия, гончарное дело.

Таким образом, первый этап становления науки следует считать дотеоретическим, дофилософским.

Эмпирическое научное знание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению. Родиной научно-теоретического знания считается древняя Греция (VI в. до н.э.). С этого времени отличительной функцией науки становиться теоретическое познание, стремление объяснить явления через их сущность, а не произволом фантастических существ мифологии и религии, наделенных божественной сверхъестественной силой. Однако, греческая наука была мало связанной с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, а такая наука признавалась низменной.

Первую форму теоретического знания называют натурфилософией. Вероятно потому, что философия и теоретическое знание в целом зародились прежде всего как знание о природе. Натурфилософам казалось, что все многообразие явлений прямо и непосредственно связано одним и тем же первоначалом. Родоначальником античной натурфилософии считают Фалеса, Пифагора, Эмпедокла, Аристотеля и др.

Этап II – “возникновение современной науки” – начинается с конца средневековья, утверждающийся с XVII в., и широко развертывающийся в XIX в.

В XVI–XVII вв. натурфилософское и во многом схоластическое познание природы превратилось в современное естествознание.

Польский астроном Н. Коперник отказался от традиционной геоцентрической модели мира. Он настаивал на гелиоцентрической модели с Солнцем, как центром Вселенной. Итальянский философ Дж. Бруно, развивая идеи Н. Коперника, доказывал, что у Вселенной нет центра, она беспредельна и состоит из бесконечного множества звездных систем. Немецкий астроном И. Кеплер открыл законы движения планет Солнечной системы.

В конце XVII в. произошла революция в математике. Английский ученый И. Ньютон и независимо от него немецкий математик и философ Г. Лейбниц разработали принципы интегрального и дифференциального исчисления. Эти исследования стали основой математического анализа и математической базой всего современного естествознания.

С середины XVIII в. естествознание стало все больше проникаться идеями эволюционного развития явлений природы. Значительную роль в этом сыграли труды И. Канта, П. Лапласа, Бюффона, К. Линея, Ламарка. Выдающуюся роль в развитии естествознания сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина.

Для развития теоретического мышления в биологии важнейшее значение имеет клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена. Основополагающие открытия в физиологии высшей нервной деятельности совершил И. Сеченов. Благодаря его исследованиям головной мозг стал предметом экспериментального исследования, а психические явления начали получать материалистические объяснения. Учение Сеченова о механизмах деятельности головного мозга было развито работами И. Павлова об условных рефлексах.

В 1861 г. русский химик А. Бутлеров сформулировал основные положения теории химического строения молекул, а в 1869 г. Д. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов.

В начале XX в. в физике и естествознании в целом произошла вторая крупнейшая революция, приведшая к признанию квантовомеханической картины мира. Этому способствовали открытия электромагнитных волн (Г. Герц), рентгеновских лучей (В. Рентген), радиоактивности (А. Беккерель), радия (М. Складовская–Кюри и П. Кюри), разработка теории относительности Альбертом Эйнштейном.

Этап III – «научно-техническая революция» В середине XX в., когда человек создал атомную бомбу и, стало ясно, что наука может уничтожить планету, произошла так называемая научно-техническая революция (НТР), которая и определила новый, третий этап в развитии научного знания.

В подготовке НТР, которая явилась закономерным следствием научно-технического прогресса последних веков, большое значение имело раскрытие сложной структуры атома, открытие явления радиоактивности, создание теории относительности, квантовой механики. Очень важным являлось открытие законов наследования и другие достижения генетики, кибернетики и других фундаментальных наук, широкое применение электричества, расщепление ядерного ядра, развитие средств массовой информации и коммуникации, создание реактивной техники, механизация и автоматизация производства и многое другое.

Символом НТР признаны ЭВМ – принципиально новый вид техники, которому человек передает логические функции.

Достижения НТР впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала новый источник энергии, принципиально новые вещества и технические средства, новые средства массовой коммуникации и информации. Нужно отметить также широкое применение искусственных (химических) материалов с заранее заданными свойствами, развитие биотехнологии, электронного приборостроения, зеленую революцию в сельском хозяйстве.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: