double arrow

Лекция 3. Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности


Сущность и основные разделы учетной политики организации.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» организации должны самостоятельно форми­ровать учетную политику исходя из своей структуры и других осо­бенностей деятельности.

Содержание учетной политики оформляется специальным внутренним документом - приказом об учетной политике. Главный бухгалтер организации составляет этот документ (с ежегодным уточнением) и несет ответственность за его формирование. Руководитель организации утверждает приказ об учетной политике и несет ответственность за его содержание и исполнение.

В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) под учетной политикой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблю­дения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогово­го обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика может быть пересмотрена только в следую­щих случаях:

- изменение законодательства РФ или нормативных актов;

- разработка новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;




- реорганизация предприятия, смена собственности, изменение видов деятельности и др.

Изменения учетной политики должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения, соответствующим организа­ционно-распорядительным документом.

Учетная политика организации может включать в себя 3 раздела:

1) организационно-технический;

2) учетная политика для целей бухгалтерского учета;

3) учетная политика для целей налогообложения.

1. Организационно-технический раздел должен содержать:

- способ организации бухгалтерского учета (бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером; руководителем организации; централизованной бухгалтерией на договорных началах и др.);

- рабочий план счетов бухгалтерского учета (синтетические и ана­литические счета);

- форму ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная, уп­рощенная, др.);

- порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обя­зательств;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила, график документооборо­та, технологию обработки учетной информации;

- перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных до­кументов;

- порядок учета в филиалах, обособленных подразделениях (фи­лиалы не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики организации в целом);

- организационные вопросы работы бухгалтерской службы (уро­вень централизации учетных работ, порядок контроля за хозяй­ственными операциями);



- способ представления бухгалтерской от­четности пользователям (на бумажных носителях, в электронном виде).

2. Методический раздел учетной политики для целей налогообложе­ния (разрабатывается в соответствии с Налоговым кодексом РФ) включает в себя порядок определения выручки для исчисления на­логов, порядок признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начисления) и т.д.

3 Методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета разрабатывается в соответствии с нормами ПБУ 1/98. Наиболее важные вопросы, которые целесообразно вклю­чать в данный раздел:

1. Формы бухгалтерской отчетности;

2. Порядок начисления амортизации по основным средствам. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» существуют четыре способа:

1) линейный способ - равномерное начисление амортизации за время использования основных средств;

2) способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ - начисление производится в соответствии с выполненной работой или произведенной продукцией;

3) способ уменьшаемого остатка;

4) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (методы ускоренной амортизации).

3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
В соответствии с п. 15 ПБУ 14/2000 существуют три способа:

1) ли­нейный способ;

2) способ уменьшаемого остатка;



3) способ списа­ния стоимости пропорционально объему продукции, работ;

4. Порядок погашения стоимости нематериальных активов - накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов» или уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива по кредиту счета 04 «Нематериальные активы»;

5. Порядок списания стоимости основных средств путем начисления амортизации, путем единовременного списания на расходы
по мере отпуска в производство или эксплуатацию.

6. Порядок проведения переоценки основных средств.

7. Порядок оценки приобретаемых материально-производственных запасов (МПЗ) - по фактической себестоимости изготовления, фактической себестоимости приобретения, фактической себесто­имости МПЗ, исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бух­галтерскому учету и т.д.

8. Порядок признания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) - отражение на счете 15 «Заготовление и приобретение МЦ»; прямое включение в фактическую себестоимость приобретаемых материалов; на отдельном субсчете счета 10 «Материалы».

9. Методы списания ТЗР и отклонений в стоимости материалов.

10. Методы оценки списываемых МПЗ. Оценку можно производить: по себестоимости едини­цы запасов, по средней себестоимости, по себестоимости первыхпо времени приобретений (метод ФИФО), по себестоимости пос­ледних по времени приобретений (метод ЛИФО).

11. Порядок списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов:

1) для учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов предусматриваются счета 25 и 26. На них относятся расходы, которые нельзя сразу отнести на готовые виды производства и которые не связанны непосредственно с производственным процес­сом. Затем (ежеквартально) эти расходы в полной сумме списываются на счета учета реализации;

2) расходы сразу списываются на счета учета реализации.

12.Порядок распределения косвенных расходов между объекта­ми учета.

13. Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. К методам учета затрат на производство относятся:

1) простой (или попроцессный) - затраты списывают непосредственно на объект учета, к которому они относятся, а себестоимость определяют уровнем затрат, отнесенных на соответствующий объект учета (например, в сельском хозяйстве);

2) попередельный - затраты относят на соответствующий передел (фазу) в изготовлении продукции и соответственно опреде­ляют себестоимость производства продукции на каждом переделе,
а затем - конечного продукта;

3) позаказный метод - затраты относят на каждый выполненный заказ и соответственно определяют себестоимость производства каждого заказа;

4)нормативный метод - затраты относят на соответствующие объекты учета по установленным нормативам с последующим включением отклонений от норм;

5) директ-костинг - прямые переменные расходы относятся на затраты производства, а постоянные расходы списываются со сче­тов общехозяйственных расходов непосредственно на счета продаж.

14. Порядок распределения затрат вспомогательных производств.

15.Порядок создания резервов организацией (резервы на предстоящие расхо­ды и платежи: на оплату отпусков, выплату вознаграждений по ито­гам работы за год, за выслугу лет, на ремонт основных средств и т.п.). Резервы могут и не создаваться.

16. Порядок учета выпуска продукции. Предусматривается возможность применения двух вариантов учета выпуска продукции: с
применением специального счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) и без применения этого счета. В первом случае по дебету это­го счета собираются все фактические затраты по производству про­дукции (работ, услуг) с кредита счетов учета затрат на производ­ство. По кредиту счета отражается оприходование продукции по плановой себестоимости. В результате создается возможность выявления разницы между плановой и фак­тической себестоимостью по каждому виду продукции. Во втором случае счет 40 не применяется, затраты и выход продукции обыч­ным путем учитываются на счетах учета затрат на производство.
Поскольку в сельском хозяйстве по большинству видов продукции себестоимость исчисляется только в конце года, применяется, как правило, второй вариант учета выпуска продукции.

17. Порядок списания затрат на ремонт основных средств. Три варианта начисления и списания затрат на ремонт:

1) отнесение фактических затрат по ремонту непосредственно на объекты учета основного производства, для которых произво­дится ремонт;

2) резервирование затрат на ремонт и отнесение сумм в определенном твердом проценте на затраты с последующим списанием фактических затрат по ремонту за счет созданного специально ре­зерва на ремонт;

3) отнесение затрат на ремонт за счет расходов будущих перио­дов с постепенным списанием их на счета затрат основного произ­водства.







Сейчас читают про: