Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России

В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтер­ского учета в России имеет четырехуровневую структуру.

Первый уровень составляют законы и иные законода­тельные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изме­нениями и дополнениями). Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем за­конодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгал­терского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (пред­приятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хо­зяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими орга­низациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый ко­декс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтер­ского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдель­ным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без рас­крытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Ми­нистерством финансов РФ, на которое возложено методологиче­ское руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

Разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского уче­та и отчетности согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренную Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180, будут заниматься саморегулируемые организации, одной из которых являет­ся Институт профессиональных бухгалтеров. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготовку их к утверждению и самоутверждению, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение стандартов. Профессиональную, общественную экспертизу проектов национальных стандартов осуще­ствляет Экспертный совет - специальный орган, в состав которого входят высококвалифицированные, широко известные и авторитетные представители профессионального сообщества и пользователей бухгал­терской отчетности.

Третий уровень нормативного регулирования представ­ляют собой нормативные документы, являющиеся по существу под­законными актами, которые представлены в виде методических ука­заний по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методи­ческие указания по бухгалтерскому учету материально-производст­венных запасов, методические указания по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгал­терской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по во­просам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.).

Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предостав­лены соответствующие права (например, Центральным банком Рос­сии, Федеральной налоговой службой).

Четвертый уровень составляют приказы, методиче­ские указания, инструкции, которые издаются самими хозяйст­вующими субъектами и в которых раскрываются базовые и норма­тивные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельно­сти той или иной организации.

Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, доку­ментов и документооборота и т.д. Особенность документов четвер­того уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.

Министерством финансов РФ в 2001 г. был утвержден долго­срочный план развития системы бухгалтерского учета. В трехэтапном плане, охватывающем период до 2010 г., излагаются цели развития бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание сис­темы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. При этом в плане рассматриваются порядок и сроки осуществления мероприятий в отношении различных групп организаций. Концепция разработки этого документа заключается в том, что развитие системы бухгалтер­ского учета является составной частью общего процесса становления рыночных отношений в Российской Федерации. Содержание пред­ставленного документа подчеркивает, что в результате разделения права собственности и функций управления формируются новые для России группы внешних пользователей финансовой отчетности (в частности, акционеры), заинтересованных в получении объективной и подробной финансовой информации, а также ее сопоставимости на международном уровне.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Рос­сийской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180, уделяет особое внимание развитию системы регулирования бухгалтерского учета и предусматривает построение модели, сочетающей взаимодейст­вие деятельности органов государственной власти и профессио­нального сообщества (профессиональных общественных объеди­нений).

Органы государственной власти вырабатывают государствен­ную политику в области бухгалтерского учета и отчетности, уста­навливают процедуры одобрения международных стандартов фи­нансовой отчетности (МСФО) и введение их в действие на территории РФ, организуют разработку и утверждение норматив­ных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, контролируют соблюдение законодательства, обеспе­чивают взаимодействие с межгосударственными и межправитель­ственными организациями в области бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности.

Профессиональное сообщество представляет и защищает инте­ресы сообщества, разрабатывает нормативные правовые документы в области бухгалтерского учета, нормы профессиональной этики, обобщает и распространяет передовой опыт ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности, контролирует соблюде­ние членами профессионального сообщества стандартов бухгалтер­ского учета и нормы профессиональной этики, взаимодействует с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО. Однако переход на международные стандарты осуществляется, прежде всего, для того, чтобы сделать финансовую отчетность организаций прозрачной, а, следовательно, создать условия для привлечения дополнительных средств инвесторов на развитие предпринима­тельства, в том числе малого и среднего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: