В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру.
Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.
|
|
К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.
Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.
Разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренную Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180, будут заниматься саморегулируемые организации, одной из которых является Институт профессиональных бухгалтеров. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготовку их к утверждению и самоутверждению, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение стандартов. Профессиональную, общественную экспертизу проектов национальных стандартов осуществляет Экспертный совет - специальный орган, в состав которого входят высококвалифицированные, широко известные и авторитетные представители профессионального сообщества и пользователей бухгалтерской отчетности.
|
|
Третий уровень нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.).
Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Федеральной налоговой службой).
Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.
Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документов и документооборота и т.д. Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.
Министерством финансов РФ в 2001 г. был утвержден долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета. В трехэтапном плане, охватывающем период до 2010 г., излагаются цели развития бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. При этом в плане рассматриваются порядок и сроки осуществления мероприятий в отношении различных групп организаций. Концепция разработки этого документа заключается в том, что развитие системы бухгалтерского учета является составной частью общего процесса становления рыночных отношений в Российской Федерации. Содержание представленного документа подчеркивает, что в результате разделения права собственности и функций управления формируются новые для России группы внешних пользователей финансовой отчетности (в частности, акционеры), заинтересованных в получении объективной и подробной финансовой информации, а также ее сопоставимости на международном уровне.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180, уделяет особое внимание развитию системы регулирования бухгалтерского учета и предусматривает построение модели, сочетающей взаимодействие деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений).
|
|
Органы государственной власти вырабатывают государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности, устанавливают процедуры одобрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и введение их в действие на территории РФ, организуют разработку и утверждение нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, контролируют соблюдение законодательства, обеспечивают взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Профессиональное сообщество представляет и защищает интересы сообщества, разрабатывает нормативные правовые документы в области бухгалтерского учета, нормы профессиональной этики, обобщает и распространяет передовой опыт ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности, контролирует соблюдение членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета и нормы профессиональной этики, взаимодействует с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО. Однако переход на международные стандарты осуществляется, прежде всего, для того, чтобы сделать финансовую отчетность организаций прозрачной, а, следовательно, создать условия для привлечения дополнительных средств инвесторов на развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего.