Рисунок 13 – Формы косвенного стимулирования работ
Косвенное стимулирование Увеличенный отпуск
Скользящий (гибкий) график
Предоставление отгулов
Кроме экономических способов мотивации существуют также неэкономические представленные на рисунке 14.
Неэкономические способы мотивации
Организационные морально – психологические
Рисунок 14 – Формы неэкономических способов мотивации
Организационные способы реализуются через:
- привлечение работников к участию в делах организации;
- возможность приобретения новых знаний и навыков;
- предоставление более содержательной, интересной, социально значимой работы.
Морально-психологические методы реализуются через:
- создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за результаты работы.
- обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя своего создателя.
|
|
- признание, которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат.
Поощрение призвано стимулировать не только данного субъекта, но и других, а для этого оно должно восприниматься коллективом как справедливое. При этом допускается соединение нескольких мер поощрения, например материального и морального стимулирования.
Представители высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовиками. Только в этом случае система поощрения будет действенной.
- Высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова.
- Создание атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе.
И в заключение необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о создании условий для карьерного роста, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).
|
|
В то же время этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Основное преимущество мотивации состоит в том, что она способствует возрастанию уверенности работников в том, за высокими показателями выработки последует поощрение.
Тест для самоконтроля
1. Мотивация это:
А) внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей;
Б) способы вознаграждения направленные на улучшение трудовой деятельности;
В) процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.
2. Механизм мотивации включает в себя:
А) потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки;
Б) предметы, ценности, материальные блага, денежное вознаграждение;
В) потребности, выступающие конечной причиной человеческой деятельности.
3. Под процессуальными теориями мотивации понимается:
А) анализ структуры потребностей и мотивов личности и их проявление;
Б) выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды;
В) исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов.
4. Дополните определение:
Нормативная мотивация это - ………………………………………………..
5. Какое количество групп потребностей выделил К. Альдерфер, назовите их:
А) пять;
Б) три;
В) шесть;
Г) две.
6. Какие виды потребностей выделил в своей теории Д. Макклелланд:
А) потребность в существовании, социальные потребности, потребности личностного роста;
Б) физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности;
В) потребность в успехе, потребность в причастности, потребность во власти.
7. Неэкономические способы мотивации это:
А) наказание, стимулирование;
Б) подкрепление, поощрение;
В) организационные, морально – психологические.
8. Стимул представляет собой:
А) благо, способное удовлетворить потребности;
Б) притязания и ожидания индивидуума;
В) актуализированный мотив поведения;
Г) процесс восприятия
9. Потребность сосуществования это:
А) физиологические потребности и потребность в сосуществовании;
Б) потребность самореализации;
В) мотивы поведения индивида;
Г) потребность в уважении.
10. Валентность это:
А) степень желательности, привлекательности, приоритетности результата для человека;
Б) представление людей о результате их поведения;
В) возможность получения дохода;
Г) демотивация личности.