Групповое поведение в организации

Рисунок 13 – Формы косвенного стимулирования работ

Косвенное стимулирование Увеличенный отпуск

Скользящий (гибкий) график

Предоставление отгулов

Кроме экономических способов мотивации существуют также неэкономические представленные на рисунке 14.

Неэкономические способы мотивации

Организационные морально – психологические

Рисунок 14 – Формы неэкономических способов мотивации

Организационные способы реализуются через:

- привлечение работников к участию в делах организации;

- возможность приобретения новых знаний и навыков;

- предоставление более содержательной, интересной, социально значимой работы.

Морально-психологические методы реализуются через:

- создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за результаты работы.

- обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя своего создателя.

- признание, которое может быть личным и публичным. Суть личного признания со­стоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат.

Поощрение призвано стимулировать не только данного субъекта, но и других, а для этого оно должно восприниматься коллективом как справедливое. При этом допускается соединение нескольких мер поощрения, например материального и морального стимулирования.

Представители высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовиками. Только в этом случае система поощрения будет действенной.

- Высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова.

- Создание атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе.

И в заключение необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о создании условий для карьерного роста, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).

В то же время этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

Основное преимущество мотивации состоит в том, что она способствует возрастанию уверенности работников в том, за высокими показателями выработки последует поощрение.

Тест для самоконтроля

1. Мотивация это:

А) внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей;

Б) способы вознаграждения направленные на улучшение трудовой деятельности;

В) процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

2. Механизм мотивации включает в себя:

А) потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки;

Б) предметы, ценности, материальные блага, денежное вознаграждение;

В) потребности, выступающие конечной причиной человеческой деятельности.

3. Под процессуальными теориями мотивации понимается:

А) анализ структуры потребностей и мотивов личности и их проявление;

Б) выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды;

В) исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов.

4. Дополните определение:

Нормативная мотивация это - ………………………………………………..

5. Какое количество групп потребностей выделил К. Альдерфер, назовите их:

А) пять;

Б) три;

В) шесть;

Г) две.

6. Какие виды потребностей выделил в своей теории Д. Макклелланд:

А) потребность в существовании, социальные потребности, потребности личностного роста;

Б) физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности;

В) потребность в успехе, потребность в причастности, потребность во власти.

7. Неэкономические способы мотивации это:

А) наказание, стимулирование;

Б) подкрепление, поощрение;

В) организационные, морально – психологические.

8. Стимул представляет собой:

А) благо, способное удовлетворить потребности;

Б) притязания и ожидания индивидуума;

В) актуализированный мотив поведения;

Г) процесс восприятия

9. Потребность сосуществования это:

А) физиологические потребности и потребность в сосуществовании;

Б) потребность самореализации;

В) мотивы поведения индивида;

Г) потребность в уважении.

10. Валентность это:

А) степень желательности, привлекательности, приоритетности результата для человека;

Б) представление людей о результате их поведения;

В) возможность получения дохода;

Г) демотивация личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: