Время
Рис. 3.3. Схема проведения контроля
Первый этап процесса контроля – установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления по всем его ключевым моментам, которые определяются при планировании.
На втором этапе определяются масштабы отклонений от стандарта.
Третий этап процесса контроля – измерение результатов. Здесь менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринять.
Эффективный контроль, способный обеспечить достижение целей организации, должен:
- иметь стратегическую направленность;
- быть ориентированным на результаты;
- соответствовать контролируемому виду деятельности;
- быть современным;
- быть достаточно гибким, напористым и приспосабливаться к происходящим изменениям;
- быть простым;
- быть экономичным.
Виды контроля: банковский, бюджетный, валютный, внутрибанковский, государственный, инспекционный, безопасности, ценовой, контроль поставок, операционный контроль, производственный, сплошной, хозяйственный, экспортный.
|
|
Рис. 3.4. Принципы контроля
Контроль с внешней стороны осуществляют высшие государственные органы власти: Администрация президента, комиссии Совета Федерации, Государственная Дума по направлениям, налоговая инспекция, прокурорский контроль, аудиторские фирмы, инспекции, ГИБДД и др.
Взаимный контроль осуществляют предприятия и организации, связанные хозяйственными и иными договорами, а также специально созданными комиссиями. Могут привлекаться независимые аудиторские фирмы (взаимным контролем может быть межведомственный и внутриведомственный).
Внутренний контроль осуществляют предприятия и организации самостоятельно. Для этого могут быть постоянные органы контроля, например, контрольно-пропускные органы, ОТК. Объектом их контроля являются: показатели эффективности использования основных и оборотных средств, их состояние и сохранность, прибыль, технико-технологический контроль, контроль качества продукции и т.д.