ГЛАВА 4. Связующие процессы
(организационные процессы)
4.1. Коммуникации в управлении
Коммуникация – это передача информации от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений намеков, ощущений или восприятии чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, то, что не сказано, и тому подобное) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, поэтому коммуникации называют связующим процессом.
Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее».
Коммуникация- это не просто передача информации, а значения и смысла понимания с помощью общих символов.
Хотя общепризнанно, что коммуникации имеют огромное значение для успеха организации, опросы показали, что 73% американских, 63% английских, 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями.
|
|
Коммуникации бывают формальными (межуровневыми) и неформальными.
Рассмотрим формальные коммуникации в организациях.
Это информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие, когда подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях и т.д. Существуют и коммуникации по восходящей. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов.
Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:
А) новые меры по наказаниям за опоздание;
Б) изменения в структуре организации;
В) грядущие перемещения и повышения;
Г) кто кому назначает свидание после работы.
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.
Рис.4.1. Модель коммуникационного процесса
Шум – это то, что искажает смысл вследствие языковых различий. Тех, кто передает информацию, называют отправителями.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.
|
|
Невербальная коммуникация – информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования.
Эффект большинства посланий создается вербальной информацией: 87% - тональностью голоса и 55% - выражением лица.
Таблица 4.1
Невербальная коммуникация
Основные типы невербальной коммуникации | Примеры |
Движения тела | Жесты, выражения лица, движение глаз, прикосновения, позы. |
Личные физические качества | Строение тела, вес, рост, цвет волос, мускулатура. |
Речь | Качество голоса, грамотность, засоренность речи, смех и т.п. |
Использование среды | Способ использования и ощущения внешнего окружения, чувство «своей» и «чужой» территории. |
Физическая среда | Дизайн помещения, мебели, декорации, чистота, опрятность, освещенность, шум. |
Время | Опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, культура времени, соотношение времени и статуса. |
Обмен информацией можно улучшить, создав системы обратной связи регулируя информационные потоки.
Материально-техническая база: ЭВМ, компьютерные сети, средства телекоммуникаций, радиоузлы, микропроцессоры (информационные базы данных).
4.2. Процесс принятия управленческих решений
В общем виде процесс принятия управленческого решения включает:
§ выработку и постановку цели;
§ изучение проблемы на основе полученной информации;
§ выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;
§ обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
§ выбор и формулирование оптимального решения;
§ принятие решения;
§ конкретизацию решения для его исполнителей.
Решение – это выбор альтернативы
Принятие решений – психологический процесс. Иногда нами движет логика, иногда – чувства.
Существует три правила принятия решений, проверенные практикой менеджмента:
1. Не принимайте на более высоком уровне решение, которое можно принять на более низком уровне.
2. Пространство решений должно быть ограниченным. Это улучшит руководство и качество решений.
3. Решение, принятое на более высоком уровне – ускоренное, не обязательно лучшее.
Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Организационное решение – можно разделить на запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности незапрограммированных решений; в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений (сопряжены с неизвестным фактором).
К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усилить мотивацию сотрудников.
Методы принятия решений:
§ Метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать правильное решение.
§ Метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт.
§ Метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации.
Процесс начинается с формулирования проблемы и заканчивается совершением действий, решающих эту проблему.
Первая стадия: Признание необходимости решения | |||||
- восприятие и признание проблемы - интерпретации и формулирование проблемы - определение критериев успешного решения | |||||
Вторая стадия: Выработка решения
| |||||
- выработка альтернатив - оценка альтернатив - выбор альтернативы | |||||
Третья стадия: Выполнение решения | |||||
- организация выполнения решения - анализ и контроль выполнения решения - обратная связь и корректировка |
Рис. 4.2. Процесс принятия управленческого решения