Курс лекций по психологии 10 страница

Язык может лгать, тело — нет. 3. Фрейд придавал большое зна­чение невербальному языку своих пациентов. Его клинические отчеты представляют собой подробное описание особенностей их невербального поведения. Характеризуя невербальное выражение внутреннего состояния человека, он писал: «Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тай­ны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкну­ты, но он пробалтывается кончиками пальцев, из всех пор его рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его». Знание невер­бального языка поможет лучше понять, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, как он относится к нам. Язык тела — это универсальный язык человечества.

В социально-психологических исследованиях разработаны раз­личные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голо­са, тактильное воздействие, пространственную организацию об­щения.

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения. Наиболее значимые невербальные средства — кинесические сред­ства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, вы­полняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К ки-несике относятся выразительные движения, проявляющиеся в ми­мике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — дви­жениям мышц лица, поскольку ни один человек не может сделать так, чтобы на протяжении длительного времени его лицо не от­ражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности че­ловека. Когда о человеке говорят, что у него «добрые глаза», «уп­рямый рот», «тупое выражение лица», «умный взгляд» и т.д.

Исследования показали, что при малоподвижном и невыразитель­ном липе в процессе общения теряется до 10—15% информации.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и ди­намичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, стра­дания, удивления и отвращения) все движения мышц лица ско­ординированы.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.

Взгляд связан с процессом формирования высказывания и труд­ностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника.

Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят реже, когда трудность преодолевается — чаще. Вообще же, тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинте­ресованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говоря­щего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Такое распределение взглядов объясняется тем, что говорит, тот, кто активен, а кто слушает — тот пассивен, расположен к вос­приятию. Говорящий смотрит на собеседника, чтобы придать сво­им словам больше выразительности и убедительности. Когда го­ворит партнер, то ни в коем случае не нужно вступать с ним в еди­ноборство взглядов, ибо это пробуждает агрессивность, которую следует избегать. В деловом общении, когда говорит партнер, нуж­но концентрировать свой взгляд на его губах, тем самым внушая ему на подсознательном уровне, что внимательное слушание еще не означает позволение оказывать влияние.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.

Если глаза собеседника в процессе общения встречаются с ва­шим взглядом редко, значит, он к вам или к содержанию вашего сообщения относится негативно. Когда же взгляд собеседника об­ращен на вас чаще, это может означать, что:

• он считает вас очень интересным и привлекательным, при этом зрачки его глаз будут расширены;

• его очень интересует предмет беседы — зрачки глаз также будут расширены;

• он настроен враждебно по отношению к вам и невербально посылает вызов, в этом случае зрачки его глаз будут сужены.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоя­нии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не под­дается сознательному контролю. При постоянном освещении зрач­ки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения Если человек возбужден, заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Глаза называют зеркалом души человека, поскольку они явля­ются окнами вовнутрь и наружу. Все тело человека может излу­чать спокойствие или беспокойство, но особенно интенсивно это излучение проходит через глаза. Беспокойные глаза указывают на внутреннее волнение, а взгляд демонстрирует, что он ни на чем не может фиксировать свое внимание. Спокойный же взгляд озна­чает внутреннее спокойствие человека, которое передается парт­неру по общению через взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во мно­гих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, по­скольку мимические выражения лица сознательно контролируют­ся во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чув­ства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информа­цию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Позаэто положение человеческого тела, типичное для дан­ной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.

Общее количество различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело, около тысячи. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запреща­ются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к ста­тусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальней­ших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении ин­дивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размеще­ние свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пыта­ется закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещен­ные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодей­ствия, критики.

«Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического ком­форта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мысли­теля), позы критической оценки (рука под подбородком, указа­тельный палец вытянут к виску). Известно, что если человек за­интересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наобо­рот, отклоняться в сторону и откидываться назад. Человек, жела­ющий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в на­пряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, ко­торому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

При восприятии позы человека нужно особое внимание обра­щать на его ноги. Согласно М. Биркенбилю, ноги человека го­ворят нам о том, какую «опору» имеет собеседник. Многие люди стараются следить за выражением лица, но их выдают ноги. Ноги — это наши корни, наше подсознание, они выражают: горит ли у нас земля под ногами? перескакиваем ли мы с одной точки зрения на Другую? или мы непреклонны? стабильно ли наше положение? и т.д. Человек, неуверенный в себе или в своем сообщении, будет переминаться с ноги на ногу. Человек, который имеет свою пози­цию, должен показать это и с помощью своих ног, продемонстри­ровать, что он уверен в себе и непреклонен.

Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.

Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жес­тов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл ко­торых понятен для общающихся сторон.

Об информации, которую несет жестикуляция, известно до­вольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде с возрастанием эмоци­ональной возбужденности человека, его взволнованности, растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно поче­му-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных куль­турах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди кото­рых можно выделить:

коммуникативные — жесты приветствия, прощания, привле­чения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные, воп­росительные и т.д.;

модальные — выражают оценку и отношение (жесты одобре­ния неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);

описательные — жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказыва­ния и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противо­речие между жестами и смыслом высказываний является сигна­лом лжи.

И наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по ко­торой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точно­стью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гор­дость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная походка — при страданиях, самая большая длина шага — при гордости.

С попытками найти связь между походкой и качествами лич­ности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характе­ристик походки и качеств личности, выявленных с помощью те­стов.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с го­лосом, характеристики которого создают образ человека, способ­ствуют распознанию его состояний, выявлению психической ин­дивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралинг­вистическим средствам общения.

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений че­ловека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регу­лируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в бо­лее широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным го­лосом с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь — взвол­нованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельству­ет об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интона­ционный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовлен­ный человек может по голосу определить, какое движение совер­шается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким го­лосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает го­лос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

Благозвучие речи. О влиянии голоса на убедительность речи и его воздействии на других людей было известно еще в глубокой древности.

Современные исследования в области психолингвистики и пси­хофонетики помогают глубже понять, на чем основано это вли­яние.

Как мы говорим? Какое влияние оказывает звучащая речь?

Слово живет в колебаниях звуков, таким образом пробуждает­ся его душа. Каждый звук дает волновой импульс, воздействую­щий на психику человека. В психолингвистике исследуется вос­приятие звуков и их влияние на формирование образов и смысла.

Оказалось, что звуки в их восприятии могут быть горячими, хо­лодными, узкими, рычащими, плохими, хорошими и т.д. Попробуйте ответить на вопросы:

• звук «а» — горячий или холодный?

• какой звук больше «о» или «и»?

• какой звук лучше «д» или «ф»?

• какой звук быстрее «р» или «щ»?

• какой звук активнее «а» или «е»?

Звуки складываются в слова, которые могут быть благозвучны­ми или неблагозвучными. Обилие шипящих, свистящих звуков и их сочетание воспринимается как неблагозвучное и формирует определенные эмоции. Об этом нужно помнить при образовании наименований («ВЦИК», «ГКЧП») и употреблении иностранных слов в их русской транскрипции (взаимозависимость людей в од­ной книге была передана в русской транскрипции как «интерпер-деренция»).

Благозвучными или неблагозвучными могут быть не только отдельные слова, но и речь в целом. На благозвучие речи оказы­вает влияние чередование ударных и безударных слогов и связан­ное с этим чередование коротких или длинных слов. Речь благо­звучна, если короткие слова чередуются с длинными, тогда не возникает ощущения «рубленой речи» («Вы мне не указ, сам это знаю») или «монотонной» («Вышеупомянутые указания, безуслов­но, известны глубокоуважаемым коллегам») речи. Перед выступ­лением нужно всегда проверять текст с точки зрения его благозвучания.

Воздействие голоса. Образно говоря, наш голос которым мы произносим слова, — это рельсы, по которым наши мысли дохо­дят до сознания и подсознания человека. Смысл слова восприни­мается на уровне сознания, а его звучание — на сознательном и подсознательном уровнях, вызывая приятные либо неприятные эмоции и ассоциации.

В процессе общения собеседник с большим удовольствием ста­нет слушать мелодичный, низкий, бархатный, теплый голос, чем высокий, гнусавый, пронзительный, резкий, скрипучий, дрожа­щий и так далее голос.

Голос человека является выражением его личности. Древнегреческий мудрец Сократ как-то сказал красивому молодому чело­веку: «Теперь, чтобы я смог тебя увидеть, скажи мне что-нибудь» Вывод о том, что не в слове самом по себе побуждающая сила нашей речи, был сделан немецким философом Ф. Ницше. Он пи­сал, что в речи понятным является не само слово, а тон, сила зву­ка, модуляция голоса и темп речи, с которыми проговаривается

пяд слов: «Короче говоря, музыка за словами, страсть за этой му­зыкой, личность за этой страстью, то есть все то, что не может быть написано».

Голос человека характеризует его. Внутренний беспорядок вы­дает себя в дисгармонии голоса. Внимательно вслушиваясь в го­лоса, можно обнаружить, что у осторожного человека вкрадчивый голос, у боязливого в голосе чувствуется страх, у человека с гру­бой душой — грубый голос, у храброго — голос мужественный, у уравновешенного — спокойный и т.д.

Голос выдает психическое состояние человека. Особенно это заметно при разговору по телефону. Мы не видим собеседника, а только слышим его голос и сразу же узнаем его настроение.

Голос человека столь же уникален и неповторим, как и отпе­чатки его пальцев.

Почему по оттенкам голоса можно многое узнать о человеке, понять его психические характеристики и состояние? Дело в том, что говорение — это протекающий бессознательно процесс. По­этому голос человека раскрывает его суть. Культура, богатство личности человека облагораживают его голос. Гармонизация идет изнутри наружу, и затем гармонизация звуков воздействует вновь на внутреннюю сущность человека. Поскольку внешнее и внут­реннее находятся во взаимодействии, то воспитание духа нераз­рывно связано с воспитанием речи.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологи­чески необходимой формой стимуляции, а не просто сентимен­тальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяет­ся многими факторами. Среди них особую силу имеют статус парт­неров, возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ла­донь развернута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, воз­можен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индика­тора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», бук­вальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент об­щения и дистанция между ними. На проксемические характери­стики общения прямое влияние оказывают культурные и нацио­нальные факторы.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

интимное (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей;

персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми;

социальное (от 120 до 350 см) — предпочтительно при обще­нии с чужими людьми и при официальном общении;

публичное (от 350 до 750 см) — при выступлении перед раз­личными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимает­ся негативно.

Ориентация и угол общения — проксемические компоненты не­вербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сиг­нализирует о направлении мыслей.

Если общение носит сопернический или оборонительный ха­рактер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской бесе­де — занимают угловую позицию; при кооперативном поведении — занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диаго­нали.

Следует отметить, что невербальное поведение личности поли­функционально:

• создает образ партнера по общению;

• выражает взаимоотношения партнеров по общению, форми­рует эти отношения;

• является индикатором актуальных психических состояний личности;

• выступает в роли уточнения, изменения понимания вербаль­ного сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказан­ного;

• поддерживает оптимальный уровень психологической бли­зости между общающимися;

• выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Общение и деятельность неразрывно связаны: деятельность невозможна вне общения, а общение наряду с восприятием и ком­муникацией включает в себя и взаимодействие партнеров в той или иной форме.

Взаимодействие (или интеракция) является совокупностью свя­зей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности.

В психологическом плане главное содержание общения — это воздействие на партнера. При описании его чаще всего использу­ется термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстраивался под меня» и т.д.

В общении происходит постоянная реакция на действия дру­гого, которые проявляются в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия другого проявляется в просьбах, предложе­ниях, указаниях, выражении мнения, выдачи информации.

Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его дей­ствия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом — что наши действия «заодно», в тре­тьем — что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия и, общаясь, мы постоянно

отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?» — и наше поведе­ние строится исходя из полученного ответа.

Выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодей­ствии:

сотрудничество — такая форма взаимодействия, когда оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении ин­дивидуальных и общих целей совместной деятельности;

противоборство — партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;

компромиссное взаимодействие — партнеры по общению в чем-то содействуют, в чем-то противодействуют друг другу;

уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;

контрастное взаимодействие — один из партнеров старает­ся содействовать другому, а тот активно противодействует ему;

однонаправленное содействие — один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей дру­гого, который уклоняется от сотрудничества.

В западной психологии и социологии разработано несколько концепций, объясняющих межличностные взаимодействия. К ним относятся: концепции обмена Дж. Мида и Г. Блумера, концепция управления впечатлениями Э. Гофмана и трансактный анализ Э. Берна.

Согласно концепции обмена, каждый из нас стремится урав­новесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимо­действие устойчивым и приятным. Поведение человека в настоя­щий момент общения определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно. Теория обмена соответствует американскому менталитету и получила определенное признание. С ее позиций написана работа Р. Хьюсмана «Принцип справед­ливости», где отношения между людьми рассматриваются через призму вклада и отдачи.

Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерыв­ный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Центральная идея дан­ной концепции — личности формируется во взаимодействии с дру­гими личностями. Механизмом этого формирования является ус­тановление контроля действий личности над теми представлени­ями о ней, которые складываются у окружающих.

Для практики общения наибольший интерес представляет трансактный анализ американского психолога Э. Берна, который разрабатывался первоначально для психотерапевтических целей, но затем нашел более широкое применение.

Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняют­ся в различных ситуациях: например, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны. Измене­ние поведения сопровождается изменением эмоционального со­стояния. Существует прямая связь между схемой поведения чело­века и состоянием его психики, что позволило Берну выделить типичные состояния сознания.

Состояние «Я» определяется им как система чувств, выражаю­щаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:

1) состояния «Я», сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей. Человек хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний «Я» его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах.

На основе идентификации человек сначала перенимает у ро­дителей или у других, значимых для него людей, систему ценнос­тей, состоящую из этических категорий, которые становятся ос­новой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии родительского «Я» (формируемом также благодаря школе, сред­ством массовой информации), сохраняются и другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки. В родительском «Я» заложены и социальные нормы, которые указывают, как нужно и как не нужно себя вести;

2) состояния «Я», направленные на объективную оценку реаль­ности, — все нормальные люди способны на объективную пере­работку информации при активизации соответствующих состоя­ний их «Я»;

3) состояния «Я», все еще действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве, — каждый человек несет в себе впечатле­ния своего детства, активизируемые при определенных условиях.

В терминологии трансактного анализа эти состояния «Я» име­нуются как состояние «Я» Родителя, или Родитель, состояние «Я» Взрослого, или Взрослый, состояние «Я» Детское, или Дитя (табл. 6).

Трансакция, по определению Э. Берна, представляет собой еди­ницу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между дву­мя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции со­провождается невербальным, выражающимся во взгляде, интона­ции, рукопожатии и т.д.

Э. Берн выделяет три формы трансакций — дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Каждой из этих форм соответствуют свои правила коммуникации.

1. Дополнительные трансакции, называемые также параллель­ными, осуществляются между двумя любыми состояниями «Я» со­беседников, причем реакция человека прямо связана с тем состо­янием, которое затронул партнер по общению.

Правило коммуникации: дополнительные трансакции могут про­должаться долго. Длительное общение не во всех случаях бывает эффективным.

2. Особенность пересекающихся трансакций является то, что реакция собеседника исходит не из того состояния «Я», на кото­рое было направлено воздействие. Пересекающиеся трансакции препятствуют течению беседы.

Правило коммуникации: после пересекающейся трансакции ком­муникация временно разрушается.

3. Наиболее сложными являются скрытые трансакции, посколь­ку в них взаимодействие осуществляется сразу на двух уровнях: социальном и психологическом. На социальном уровне произно­сится одно, а на психологическом подразумевается другое.

Правило коммуникации: при скрытых трансакциях общение про­исходит на скрытом психологическом уровне.

Овладение основами трансакционного анализа существенно улуч­шает практику общения, поскольку помогает сознательно контроли­ровать свои состояния, а также понимать состояния партнера по общению и находить пути оптимизации взаимодействия с ним.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролиро­вать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше вза­имодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о ра­венстве партнеров в общении и необходимости достижения вза­имной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности обще­ния. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совер­шенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» — стремление заставить партнера при­нять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуа­ции, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» — адаптация к партнеру. Показатель­но, что разные ориентации связаны с разным распределением по­зиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к нерав­ным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим пози­циям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодей­ствиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: напри­мер, человек, «попавший» в общении на самую «верхнюю» пози­цию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: