Язык может лгать, тело — нет. 3. Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов. Его клинические отчеты представляют собой подробное описание особенностей их невербального поведения. Характеризуя невербальное выражение внутреннего состояния человека, он писал: «Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев, из всех пор его рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его». Знание невербального языка поможет лучше понять, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, как он относится к нам. Язык тела — это универсальный язык человечества.
В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
|
|
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения. Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К ки-несике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, поскольку ни один человек не может сделать так, чтобы на протяжении длительного времени его лицо не отражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Когда о человеке говорят, что у него «добрые глаза», «упрямый рот», «тупое выражение лица», «умный взгляд» и т.д.
Исследования показали, что при малоподвижном и невыразительном липе в процессе общения теряется до 10—15% информации.
Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы.
С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.
Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника.
|
|
Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят реже, когда трудность преодолевается — чаще. Вообще же, тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Такое распределение взглядов объясняется тем, что говорит, тот, кто активен, а кто слушает — тот пассивен, расположен к восприятию. Говорящий смотрит на собеседника, чтобы придать своим словам больше выразительности и убедительности. Когда говорит партнер, то ни в коем случае не нужно вступать с ним в единоборство взглядов, ибо это пробуждает агрессивность, которую следует избегать. В деловом общении, когда говорит партнер, нужно концентрировать свой взгляд на его губах, тем самым внушая ему на подсознательном уровне, что внимательное слушание еще не означает позволение оказывать влияние.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.
Если глаза собеседника в процессе общения встречаются с вашим взглядом редко, значит, он к вам или к содержанию вашего сообщения относится негативно. Когда же взгляд собеседника обращен на вас чаще, это может означать, что:
• он считает вас очень интересным и привлекательным, при этом зрачки его глаз будут расширены;
• его очень интересует предмет беседы — зрачки глаз также будут расширены;
• он настроен враждебно по отношению к вам и невербально посылает вызов, в этом случае зрачки его глаз будут сужены.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения Если человек возбужден, заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
Глаза называют зеркалом души человека, поскольку они являются окнами вовнутрь и наружу. Все тело человека может излучать спокойствие или беспокойство, но особенно интенсивно это излучение проходит через глаза. Беспокойные глаза указывают на внутреннее волнение, а взгляд демонстрирует, что он ни на чем не может фиксировать свое внимание. Спокойный же взгляд означает внутреннее спокойствие человека, которое передается партнеру по общению через взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.
Общее количество различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело, около тысячи. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.
|
|
Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.
Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.
«Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
При восприятии позы человека нужно особое внимание обращать на его ноги. Согласно М. Биркенбилю, ноги человека говорят нам о том, какую «опору» имеет собеседник. Многие люди стараются следить за выражением лица, но их выдают ноги. Ноги — это наши корни, наше подсознание, они выражают: горит ли у нас земля под ногами? перескакиваем ли мы с одной точки зрения на Другую? или мы непреклонны? стабильно ли наше положение? и т.д. Человек, неуверенный в себе или в своем сообщении, будет переминаться с ноги на ногу. Человек, который имеет свою позицию, должен показать это и с помощью своих ног, продемонстрировать, что он уверен в себе и непреклонен.
|
|
Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.
Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Об информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности, растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• коммуникативные — жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;
• модальные — выражают оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
• описательные — жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
И наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная походка — при страданиях, самая большая длина шага — при гордости.
С попытками найти связь между походкой и качествами личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения.
Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.
Благозвучие речи. О влиянии голоса на убедительность речи и его воздействии на других людей было известно еще в глубокой древности.
Современные исследования в области психолингвистики и психофонетики помогают глубже понять, на чем основано это влияние.
Как мы говорим? Какое влияние оказывает звучащая речь?
Слово живет в колебаниях звуков, таким образом пробуждается его душа. Каждый звук дает волновой импульс, воздействующий на психику человека. В психолингвистике исследуется восприятие звуков и их влияние на формирование образов и смысла.
Оказалось, что звуки в их восприятии могут быть горячими, холодными, узкими, рычащими, плохими, хорошими и т.д. Попробуйте ответить на вопросы:
• звук «а» — горячий или холодный?
• какой звук больше «о» или «и»?
• какой звук лучше «д» или «ф»?
• какой звук быстрее «р» или «щ»?
• какой звук активнее «а» или «е»?
Звуки складываются в слова, которые могут быть благозвучными или неблагозвучными. Обилие шипящих, свистящих звуков и их сочетание воспринимается как неблагозвучное и формирует определенные эмоции. Об этом нужно помнить при образовании наименований («ВЦИК», «ГКЧП») и употреблении иностранных слов в их русской транскрипции (взаимозависимость людей в одной книге была передана в русской транскрипции как «интерпер-деренция»).
Благозвучными или неблагозвучными могут быть не только отдельные слова, но и речь в целом. На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим чередование коротких или длинных слов. Речь благозвучна, если короткие слова чередуются с длинными, тогда не возникает ощущения «рубленой речи» («Вы мне не указ, сам это знаю») или «монотонной» («Вышеупомянутые указания, безусловно, известны глубокоуважаемым коллегам») речи. Перед выступлением нужно всегда проверять текст с точки зрения его благозвучания.
Воздействие голоса. Образно говоря, наш голос которым мы произносим слова, — это рельсы, по которым наши мысли доходят до сознания и подсознания человека. Смысл слова воспринимается на уровне сознания, а его звучание — на сознательном и подсознательном уровнях, вызывая приятные либо неприятные эмоции и ассоциации.
В процессе общения собеседник с большим удовольствием станет слушать мелодичный, низкий, бархатный, теплый голос, чем высокий, гнусавый, пронзительный, резкий, скрипучий, дрожащий и так далее голос.
Голос человека является выражением его личности. Древнегреческий мудрец Сократ как-то сказал красивому молодому человеку: «Теперь, чтобы я смог тебя увидеть, скажи мне что-нибудь» Вывод о том, что не в слове самом по себе побуждающая сила нашей речи, был сделан немецким философом Ф. Ницше. Он писал, что в речи понятным является не само слово, а тон, сила звука, модуляция голоса и темп речи, с которыми проговаривается
пяд слов: «Короче говоря, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью, то есть все то, что не может быть написано».
Голос человека характеризует его. Внутренний беспорядок выдает себя в дисгармонии голоса. Внимательно вслушиваясь в голоса, можно обнаружить, что у осторожного человека вкрадчивый голос, у боязливого в голосе чувствуется страх, у человека с грубой душой — грубый голос, у храброго — голос мужественный, у уравновешенного — спокойный и т.д.
Голос выдает психическое состояние человека. Особенно это заметно при разговору по телефону. Мы не видим собеседника, а только слышим его голос и сразу же узнаем его настроение.
Голос человека столь же уникален и неповторим, как и отпечатки его пальцев.
Почему по оттенкам голоса можно многое узнать о человеке, понять его психические характеристики и состояние? Дело в том, что говорение — это протекающий бессознательно процесс. Поэтому голос человека раскрывает его суть. Культура, богатство личности человека облагораживают его голос. Гармонизация идет изнутри наружу, и затем гармонизация звуков воздействует вновь на внутреннюю сущность человека. Поскольку внешнее и внутреннее находятся во взаимодействии, то воспитание духа неразрывно связано с воспитанием речи.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.
Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.
Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.
Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
• интимное (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей;
• персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми;
• социальное (от 120 до 350 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
• публичное (от 350 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Ориентация и угол общения — проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.
Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе — занимают угловую позицию; при кооперативном поведении — занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально:
• создает образ партнера по общению;
• выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;
• является индикатором актуальных психических состояний личности;
• выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
• поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
• выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Общение и деятельность неразрывно связаны: деятельность невозможна вне общения, а общение наряду с восприятием и коммуникацией включает в себя и взаимодействие партнеров в той или иной форме.
Взаимодействие (или интеракция) является совокупностью связей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности.
В психологическом плане главное содержание общения — это воздействие на партнера. При описании его чаще всего используется термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстраивался под меня» и т.д.
В общении происходит постоянная реакция на действия другого, которые проявляются в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия другого проявляется в просьбах, предложениях, указаниях, выражении мнения, выдачи информации.
Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его действия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом — что наши действия «заодно», в третьем — что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия и, общаясь, мы постоянно
отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?» — и наше поведение строится исходя из полученного ответа.
Выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:
• сотрудничество — такая форма взаимодействия, когда оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
• противоборство — партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
• компромиссное взаимодействие — партнеры по общению в чем-то содействуют, в чем-то противодействуют друг другу;
• уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
• контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему;
• однонаправленное содействие — один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.
В западной психологии и социологии разработано несколько концепций, объясняющих межличностные взаимодействия. К ним относятся: концепции обмена Дж. Мида и Г. Блумера, концепция управления впечатлениями Э. Гофмана и трансактный анализ Э. Берна.
Согласно концепции обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным. Поведение человека в настоящий момент общения определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно. Теория обмена соответствует американскому менталитету и получила определенное признание. С ее позиций написана работа Р. Хьюсмана «Принцип справедливости», где отношения между людьми рассматриваются через призму вклада и отдачи.
Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Центральная идея данной концепции — личности формируется во взаимодействии с другими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.
Для практики общения наибольший интерес представляет трансактный анализ американского психолога Э. Берна, который разрабатывался первоначально для психотерапевтических целей, но затем нашел более широкое применение.
Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуациях: например, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны. Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Берну выделить типичные состояния сознания.
Состояние «Я» определяется им как система чувств, выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:
1) состояния «Я», сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей. Человек хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний «Я» его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах.
На основе идентификации человек сначала перенимает у родителей или у других, значимых для него людей, систему ценностей, состоящую из этических категорий, которые становятся основой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии родительского «Я» (формируемом также благодаря школе, средством массовой информации), сохраняются и другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки. В родительском «Я» заложены и социальные нормы, которые указывают, как нужно и как не нужно себя вести;
2) состояния «Я», направленные на объективную оценку реальности, — все нормальные люди способны на объективную переработку информации при активизации соответствующих состояний их «Я»;
3) состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве, — каждый человек несет в себе впечатления своего детства, активизируемые при определенных условиях.
В терминологии трансактного анализа эти состояния «Я» именуются как состояние «Я» Родителя, или Родитель, состояние «Я» Взрослого, или Взрослый, состояние «Я» Детское, или Дитя (табл. 6).
Трансакция, по определению Э. Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции сопровождается невербальным, выражающимся во взгляде, интонации, рукопожатии и т.д.
Э. Берн выделяет три формы трансакций — дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Каждой из этих форм соответствуют свои правила коммуникации.
1. Дополнительные трансакции, называемые также параллельными, осуществляются между двумя любыми состояниями «Я» собеседников, причем реакция человека прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению.
Правило коммуникации: дополнительные трансакции могут продолжаться долго. Длительное общение не во всех случаях бывает эффективным.
2. Особенность пересекающихся трансакций является то, что реакция собеседника исходит не из того состояния «Я», на которое было направлено воздействие. Пересекающиеся трансакции препятствуют течению беседы.
Правило коммуникации: после пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается.
3. Наиболее сложными являются скрытые трансакции, поскольку в них взаимодействие осуществляется сразу на двух уровнях: социальном и психологическом. На социальном уровне произносится одно, а на психологическом подразумевается другое.
Правило коммуникации: при скрытых трансакциях общение происходит на скрытом психологическом уровне.
Овладение основами трансакционного анализа существенно улучшает практику общения, поскольку помогает сознательно контролировать свои состояния, а также понимать состояния партнера по общению и находить пути оптимизации взаимодействия с ним.
Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.
Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении.
Стратегия «контролера» — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.
Стратегия «понимателя» — адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.
Следует отметить, что существуют и обратные влияния: например, человек, «попавший» в общении на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.