Курс лекций по психологии 7 страница

Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует «персону», сторона архетипа, обращенная внутрь индивида — «тень». К.Г. Юнг разработал свою структуру лично­сти, состоящую из «Я», «Персоны», «Тени», «Души». «Я» — центр сознания и один из основных архетипов личности. Его содержа­ние и функции совпадают с «Я» Фрейда. «Я» стоит между созна­нием и бессознательным.

«Персона» — это своеобразная маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. «Пер­сона» — то, какими мы предстаем перед миром. Она включает социальные роли, одежду, индивидуальный стиль самовыражения. «Персона» представляет компромисс между индивидом и обще­ством относительно того, чем человек должен быть. Он принимает имя, добывает звания, титулы, представляет свое учреждение. Он то одно, то другое. Все это реально, но для личности является продуктом компромисса, в осуществлении которого другие часто принимают большее участие, чем сам носитель «Персоны». Если «Я» личности тождественно «Персоне», то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную соци­альную роль, навязанную обществом. «Персона» может задушить индивидуальность, поскольку «Персона» — это только фасад. Юнг назвал ее архетипом комфортности. С другой стороны, «Персона» за­щищает «Я» и «Душу» в целом от различных деструктивных сил. «Персона» — прекрасный инструмент коммуникации.

«Тень» — архетип, являющийся средоточием тем­ных сторон личности. «Тень» выступает как центр личностного бес­сознательного, фокус материала, который был вытеснен из сознания. В нем собирается все то, что несовместимо с «Персоной» или противоречит социальным идеалам.

Комплексы, к относит «комплексы воспоминаний индивидуального» «комплекс власти» и др., — своего рода, свидетельствующие о силе и власти бессознательного надсознательными процессами. В «Тени» много позитивного. Это хранилише нашей энергии, спонтанности, творчества. «Тень» с нами всю жизнь, и нужно постоянно обращаться к этой стороне своей личности.

В структуре личности Юнг выделяет «Аниму» и «Анимус», которые являются абстрактными образами, представляющими жен­ский «архетип» в мужчине и мужской «архетип» в женщине. Этот архетип он именует «Душой».

Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики об­разует единую психическую структуру личности, интегрирующий центр которой К.Г. Юнг обозначил понятием «Самость».

«Самость» — центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр личности. Становление «Самости» происходит в процессе индивидуализации — такого психического развития, которое ре­ализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид осво­бождается от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным.

Большое признание получили учение Юнга о психологических типах и введенные им понятия экстравертированности и интро-вертированности личности, нашедшие широкое применение в прак­тической психологии.

5. Концепция личности в духовно ориентированной психологии

К концу XX в. для многих психологов стали очевидными ис­черпанность исследований личности в рамках дихотомии «биоло­гическое — социальное» и необходимость обращения к духовному измерению личности. Психологи начали осваивать религиозное и философское наследие, духовный опыт исповедников веры и под­вижников духа и на этой основе строить новое видение чело­веческой реальности. В отечественной психологии в работах С Братуся, В. П. Зинченко, Ф.С. Василюка, В. И. Слободчикова предпринимаются попытки заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становле­нии субъективного духа человека в пределах его индивидуальной, а самое главное — утвердить новый (новый с точки зрения психологии!) взгляд на личность человека как основное выражение Абсолютного духа в нас.

Личность человека рассматривается через призму его духовно­сти как человеческого способа жизни, выделяющего его бытие из всей органической природы. Само понятие личности, в свою оче­редь, анализируется через понятия «самость», «индивидуальность» «душевность», понимаемые как целостность психической жизни' духовность.

Личность человека, как мы уже сказали, выражается через его самость. Понятие «самость» означает субъективность человека которая находится на пороге между душевным и духовным быти­ем, является местом проникновения духовного в душу человека: «Личность — есть самость как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет, — начало сверхприродного, сверхъесте­ственного бытия, как оно обнаруживается в самом непосредствен­ном самобытии».

Личность, по определению В.И. Слободчикова, персонализи­рованная («Я — лично!»), самоопределившаяся самость среди дру­гих, для других и тем самым для себя.

Личность человека как бы персонифицирует связность духов­ной стороны с психофизической жизнью. Поскольку духовность в человеке не есть какая-то отдельная сфера, не есть особая над-психофизическая жизнь, а есть сама основная жизнь в человеке, проводником которой вовне и являются психическая и телесная сферы, то в человеке все носит личностный характер.

Личность человека связана с его индивидуальностью, которая раскрывается в самобытном усвоении социальных норм жизни, в выработке уникального и неповторимого способа жизни, свое­го мировоззрения, собственного «необщего лица», в следовании голосу совести. С духовной точки зрения «индивидуальность» есть становящееся (возрастающее) качество душевной жизни в процес­се ее индивидуализации, приводящей человека в целом к его уни­кальности и неповторимости.

Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны, но и уровни челове­ческой реальности. Можно говорить о таких выражениях субъек­тивного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (еди­нично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.

При определении понятия духа нужно осознать его специфи­ку, его особый способ существования, который присущ только ему. Способом существования духа является свобода, которая есть сущностное определение духовного бытия человека как порыва к самоопределению к лучшему и высшему.

В ходе освоения норм и способов человеческой деятельности, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей проис­ходит становление индивидуального духа человека, который про­является в принятии и переживании высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. «Можно сказать, — кон­статирует В.И. Слободчиков, — что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом. И именно поэтому в наивысшей сте­пени духовность обнаруживает себя и становится способом жиз­ни человека, когда ему открываются и когда он вступает в лич­ные отношения с Богом — поистине высшей основой всего бы­тия человека и всего универсума».


Лекция – 2 часа

Тема лекции: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

План лекции:

1. Направленность личности.

2. Темперамент.

3. Характер.

4. Способности.

5. Воля.

6. Потребности и мотивы.

7. Эмоции

Рекомендуемая литература:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

2. Литвак М.Е. Как узнать и изменить судьбу. Способности, тем­перамент, характер. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

3. Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во Союз, 2000.

4. Немое Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педа­гогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение - Владос, 1994.



1. Направленность личности

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как социального и ду­ховного (или бездуховного) существа, главные тенденции его по­ведения.

Направленность личности — это ведущее психологическое свой­ство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонен­том структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. В разных концепциях это характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (СЛ. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует лич­ность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сто­ронам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление тем­перамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (к примеру, преодоление стресса) и всю область про­текания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценност­ных ориентациях, симпатиях или антипатиях, во вкусах, в склон­ностях, привязанностях и проявляется в разных сферах жизнеде­ятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя кото­рых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система ее характеристик.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. В общем плане направленностъ личности в психологии определяют как отношение

2 Темперамент.

Учение о темпераменте корнями уходит в античность. Термин «темперамент» образован на основе латинского слова, обозначающего смесь, соотношение. Согласно пред­ставлениям того времени, в организме человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человека в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, определяемые той жидкостью, кото­рая якобы преобладает в организме:

сангвинический (— кровь);

холерический (— желчь);

флегматический (— слизь);

меланхолический (— черная желчь).

Темпераменты Гиппократом понимались в сугубо физиологиче­ском смысле.

В XVIII в. гиппократовским типам темперамента были сопо­ставлены четыре психологических типа, что положило начало пси­хологической линии в изучении темпераментов. Общежитейские представления о темпераментах в настоящее время мало чем от­личаются от представлений XVIII в.: холерический темперамент связывается с раздражительностью, сангвинический — с жизнерадо­стностью, флегматичный — со спокойствием, а меланхолический — с грустью и ранимостью.

Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И.П. Павлова, который на ос­нове экспериментов, проводимых на собаках, разработал свое уче­ние о типах нервных систем. Для характеристики высшей нервной Деятельности он ввел три параметра: скорость протекания нервных процессов, их силу и соотношение процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

И.П. Павлов считал, что выделенные им типы высшей нервной деятельности при изучения собак характеризуют и высшую не­рвную деятельность человека: «Мы с полным правом можем пе­ренести установленные на собаке типы нервной деятельности на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называется темпе­раментом»*. Он утверждал, что именно свойства нервной систе­мы определяют давно описанные темпераменты — сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Прямая связь темперамента с выделенными типами нервной системы устарела еще при жизни Павлова, поскольку даже в опы­тах с собаками стали накапливаться факты, противоречащие ей. Сам он отчетливо понимал, что описанные им типы нервной си­стемы это не реальные типы темперамента, поскольку ни один человек не обладает всеми признаками того или иного типа. Его концепция связи типов темперамента с типами нервной системы направила внимание психологов к дальнейшей детализации — соотнесению отдельных свойств нервной системы с конкретным типом темперамента.

В современной психологии темперамент определяют как посто­янные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.

В качестве свойств темперамента выделяют экстраверсию и интроверсию, сенситивность, темп протекания реакций, пластич­ность и ригидность, реактивность и активность.

Экстраверсия — интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов человека, связанных с прошлым и будущим иннтроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к инвертам — флегматика и меланхолика. Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психи­ческой реакции, и скорость ее развития.

Человек, которому свойственна сенситивность, тонко чувствует чужое настроение, умеет считаться с ним, знает как утешить и под­держать другого человека. Высокая сенситивность при отсутствии невротических реакций делает человека спокойным. Такой чело­век чуток, внимателен, но не потерпит некорректного поведения и спокойно ответит либо откажется от общения. Сенситивность можно развивать, есть ряд упражнений по повышению уровня сенситивности. От природы самые сенситивные меланхолики.

Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, темп речи, ди­намика жестов). Темп протекания реакций повышен у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов. Люди с быстрым тем­пом протекания реакций и низкой сенситивностью (сангвиники и холерики) не замечают, что другие (флегматики и меланхоли­ки) не успевают следить за ходом их мыслей, и на основании этого делают совершенно необоснованные выводы об их умственных способностях, что может нанести прямой урон деловым отноше­ниям.

Реактивность — степень непроизвольности реакций на вне­шние и внутренние воздействия и раздражения (критическое за­мечание, обидное слово, резкий тон, внешнее воздействие). Это автоматизированные реакции защиты и ориентировки. Высокая реактивность у холерика и сангвиника, низкая у флегматика.

Активность — характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает препят­ствия и добивается цели. Целенаправленности, сосредоточении внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует дости­жению цели. Наиболее высока активность у флегматика, хотя в силу низкой реактивности он включается в работу медленнее.

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств — настроение, случайны» события или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность). Наиболее высокая пластичность у сангвиников, ригидность характеризует флегматиков, холериков и меланхоликов.

Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воз­действия, необходимого для возникновения эмоциональной реак­ции и скорость ее развития. Эмоциональная возбудимость повы­шена у сангвиника, холерика и меланхолика, а у флегматика -понижена.

Своеобразное сочетание активности, определяемой интенсив­ностью и объемом взаимодействия человека с окружающей сре­дой — физической и социальной, и степени выраженности эмоци­ональных реакций обусловливает индивидуальные особенности темперамента, т.е. «динамические аспекты» поведения. Исследова­тели сохраняют уверенность в том, что динамические свойства по­ведения имеют определенную физиологическую основу, т.е. оп­ределяются некими особенностями функционирования физиоло­гических структур, однако каковы эти структуры и особенности в настоящее время неизвестно. Ясно одно, что темперамент, буду­чи врожденным, является базой большинства свойств личности.

3. Характер

В психологии граница разделения темперамента и характера достаточно условна. Уже И.П. Павлов, столкнувшись с трудностя­ми определения темперамента, изменил значение слова «темпе­рамент», разделив его на два понятия «генотип» и «фенотип». Ге­нотип он определил как прирожденный тип нервной системы, или темперамент, а фенотипкак комбинацию врожденных особен­ностей нервной системы и условий воспитания, или характер.

Характер человека формируется в процессе его воспитания в результате взаимодействия биологических и социальных факто­ров. Воспитывается не абстрактный индивид, а человек с непов­торимым генным набором, определяющим не только его биоло­гические особенности (пол, строение тела, цвет глаз и волос и т.д. но и его задатки и темперамент. Характер можно считать векто­ром воспитания и генного набора данного человека.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесно связан с его темпераментом, не совпадая с ним свойства характера по сравнению со свойствами темперамента «ее содержательны, конкретны. Например, для характеристико-эмоциональной сферы в случае темперамента применяются, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», а в слу­чае характера — «добродушный», «недоверчивый», «сильный» и т.д.

Характер также связан с личностью человека, хотя личность человека и его характер не одно и то же. Когда даются оценки личности и характера одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными. Выдающиеся личности, особенно творческие, как правило, обла­дают тяжелым характером, и для их оценки недостатки характера не имеют значения.

Психолог Б.С. Братусь в этой связи приводит шуточную типо­логию: «Хороший человек с хорошими характером, хороший че­ловек с плохим характером, плохой человек с хорошим характе­ром, плохой человек с плохим характером».

Характер человека показывает не только то, что он делает, но и то, как он это делает. От характера зависит не содержание, а стиль его деятельности. Он представляет стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступ­ки, определяющие типичные способы его реагирования на жиз­ненные обстоятельства.

К характеру человека относят не любые его индивидуально-психологические особенности и свойства, а только наиболее вы­раженные и устойчивые черты, типичные для данного человека и систематически проявляющиеся в его действиях и поступках.

Характер можно определить как совокупность устойчивых и су­щественных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.

Характер человека является одной из подструктур личности, причем подструктурой подчиненной. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы, когда человек действует того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психологически незрелых личностей или психопа­тов. Характер формируется не только в процессе воспитания, но в процессе самовоспитания. Личность может сознательно негативные проявления своего характера.

4. Способности

Понятие «способность» помогает понять, почему люди, постав­ленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных Успехов, почему человек может достичь выдающихся успехов одной области и быть совершенно бездарным в другой.

Понятие «способность», как обратил внимание Б.М. Теплов содержит несколько смыслов:

• во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

• во-вторых, способностями называют не всякие вообще ин­дивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отно­шение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

• в-третьих, способности — это то, что не сводится к знани­ям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного че­ловека, но что обеспечивает их быстрое приобретение.

Способность формируется на основе задатков, которые боль­шинством психологов рассматриваются как генетически обуслов­ленные. К врожденным задаткам относят анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуаль­ную основу формирования и развития способностей.

Хотя был проведен ряд исследований по выявлению генетиче­ской предрасположенности к тому или иному виду деятельности, вопрос о генотипической обусловленности задатков остается доста­точно спорным. Формирование способностей, приводящее к ин­дивидуальным психологическим различиям, связано со взаимо­действием наследственных факторов и среды. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодей­ствиями между наследственностью индивида и его средой. На­следственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от внешней среды, в которой происходит развитие.

В гуманистической психологии в качестве главной цели лич­ности рассматривается развитие ею своих способностей, ее само­актуализация. Но развить все способности в равной степени не­возможно. Гармонически развитый человек относится к области утопических мечтаний: он будет гармонически недоразвит. Для человека нужно определить свои ведущие способности и реали­зовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели.

5. Воля

В процессе жизнедеятельности человеку приходится преодоле­вать разнообразные препятствия, для чего ему необходимо напря­гать свои физические и умственные силы, предпринимать воле­вые усилия.

Воля - это сознательное регулирование личностью своих действий поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудно­сти в достижении цели.

Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, бывают двух видов: внешние и внутренние.

Внешние препятствия носят объективный характер и связаны с противодействием других людей, различными обстоятельства­ми изменением условий деятельности.

Внутренние препятствия выражаются в упорном нежелании делать то, что необходимо, в лени, инертности, подавленном эмоциональном состоянии, страхе перед определенными дей­ствиями и т.д.

Воля есть не только сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели, но и сознательное сдер­живание активности, уклонение от действий.

Волевые действия разделяют на простые и сложные.

Простые волевые действия включают в себя два звена: поста­новку цели и ее исполнение. Структура сложного волевого дей­ствия включает три звена: осознание и постановку цели, плани­рование действий по достижению цели, исполнение действий. Очевидно, что наибольших волевых усилий требует исполнение планируемых действий.

Воля проявляется в таких волевых свойствах личности, как це­леустремленность, самостоятельность, решительность, настойчи­вость, выдержка, самообладание и т.п. Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых вы­ражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеуст­ремленность как способность человека осуществлять свои жизнен­ные цели.

Самостоятельность проявляется в способности совершать дей­ствия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответ­ственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительностъ. Человек, отличающихся нерешительностью, постоянно соевается, колеблется в принятии решений и в использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как посту, пят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их кон­тролировать, даже при неудачах. Противоположностью выдерж­ке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настой­чивый человек не отступает от принятого решения, а при неуда­чах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настой­чивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение свое­го поведения определенным нормам и требованиям. Дисципли­нированность проявляется в разных формах, как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бо­роться, преодолевать трудности и опасности на пути к достиже­нию цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызыва­емая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности оп­ределяется главным образом целенаправленным воспитанием, при котором воспитание воли должно быть неотделимо от воспитания чувств.

6. Потребности и мотивы

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в струк­туре личности, что понять эти компоненты можно только во вза­имосвязи.

Начинать анализ нужно с потребностей, поскольку наличие у человека потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как обмен веществ. Организм человека, как и лю­бая живая система, не способен ни поддерживать свое внутрен­нее динамическое равновесие, ни развиваться, если он не нахо­дится во взаимодействии с окружающей средой.

В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей.

Реально наблюдаемое поведение является результатом мотивационного процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразо­вания человека как субъекта действия и ситуации, в которой он на­ходится. Сам процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив выступает как мо­тивация, которая объясняется целенаправленность действий.

Понятие мотива, в отличие от понятия мотивации, означает то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым, личностным свойством, изнутри побуждающим его к со­вершению определенных действий.

Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ней иерархичес­кую структуру поведенческих мотивов.

Его модель потребностей, нашедшая широкое применение в пси­хологии управления, психотерапии, деловом общении, в дальней­шем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения по­требностей и мотивов поведения остался тем же.

А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:

физиологические потребности (органические) — это потреб­ности в пище, сне, сексе и т.п;

потребность в безопасности проявляется в том, что челове­ку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха.

Удовлетворения этой потребности человек стремится к мате­риальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;

потребность в любви и принадлежности — человеку свой­ственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми. Реализуя эту потребность, человек создает, свой круг общения, заводит друзей;

потребность в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализации потребности в уважении связана с трудовой деятельностью чело­века, его творчеством, участием в общественной жизни;

потребность в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией своих способ­ностей, развитием собственной личности.

Потребности образуют иерархию, поскольку подразделяются на низшие и высшие.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. Мотивы имеют иерархическую структуру.

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходи­мыми являются соответствующие потребности.

3. С повышением потребностей повышается готовность в боль­шей активности.

Базовым уровнем потребностей являются физиологические, поскольку без их удовлетворения человек жить не может. Базис­ной является также и потребность в безопасности. Более высокие, социальные потребности, к которым относятся потребности в при­надлежности, имеют разную степень выраженности у разных лю­дей, однако вне человеческого общения ни один человек как че­ловек существовать не может. Престижные потребности, или по­требность в уважении, связаны с социальным успехом личности. Фактически же полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворяет свои потребности в самоактуализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: