Тема 2. История развития социологии труда

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Дайте анализ роли труда в развитии человека и общества.

2. В чем состоит социальная сущность труда?

3. Дайте определение предмета социологии труда как специальной социологической науки.

4. Укажите задачи, которые решает социология труда на современном этапе развития общества.

5. Дайте характеристику основных методов исследования в социологии труда.

6. Дайте определение содержания и характера труда как парных категорий..

7. Объясните, в чем состоит междисциплинарность и комплексность социологии труда.

1. Донаучный период развития социологии труда.

2. Классический период развития социологии труда.

3. Современный период развития социологии труда.

4. Становление и развитие социологии труда в России.

1. В эволюции представлений о труде можно выделить три периода: донаучный, классический и современный. Каждый характеризуется своими особенностями, преобладанием тех или иных идей, школ и направлений, методам, целями и временной протяженностью.

Донаучный период – самый значительный по времени: 3 тыс. до н. э. – 18 в. н. э. Древнейшие письменные источники, в которых рассматриваются социально-трудовые проблемы, затрагивают такие страны, как Египет, Месопотамия, Шумер, Хетское царство. В то время периодически устраивались ревизии скота, посевного зерна, имущества и рабочей силы. Сохранились документы об участках земли, записи о выдаче продуктов, договор о купле-продаже «рабов», наряды их на работы. Государственное регулирование экономических отношений в государствах Древнего Востока основывалось на систематическом учете и опросах занятости населения. То есть можно говорить о господствовании в те времена «плановой» экономики, учитывающей меру труда и меру потребления, основанной на жестком разделении труда и примитивной кооперации труда, централизованном распределении рабочей силы, принудительной регламентации труда и профессиональном закреплении работников.

Древневосточные документы дают богатую информацию о социальной стратификации общества, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, оплате труда и продолжительности рабочего дня. Можно говорить о том, что древневосточная цивилизация дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует и сегодня. Прежде всего, речь идет о разделении труда на умственный и физический. Появляются привилегированные профессии и профессии второго сорта. Возникает мотивация труда через понижение в должности. За каждой должностью был закреплен определенный круг обязанностей, существовала практика продвижения по службе, а также школы, готовившие чиновников.

Новый этап развития идей о труде связан с Античной Грецией. Великие мыслители античности Сократ, Платон, Аристотель осознавали прогрессивную функцию разделения труда, изучали разделение труда в мастерских, проблемы редукции труда, т.е. сведение сложного труда к простому. Платон первым установил закон "гармоничного разнообразия" труда и постулировал, что разнообразию потребностей людей соответствует разнообразие способностей к труду и разнообразие видов труда. Античный философ полагал, что специализация труда является условием улучшения качества продукции и увеличения ее количества.

Средневековье не дало ничего нового для понимания общественного труда, придавая всему изученному хорошее звучание. «Труд – наказанье божье, трудом человек искупает первородный грех, труд обеспечивает лишь биологическое существование, а духовное дается через «нетруд» (Августин, Фома Аквинский).

2. Классический период развития идей о труде начался с первыми признаками капитализма. Это самый короткий по времени, но богатый по содержанию период развития социологии труда.

Протестантизм подчеркнул особое значение труда. В учении Мартина Лютера и Жана Кальвина труд наполнился религиозно-нравственным содержанием. Активность, дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленный капитал – ценностная шкала капитализма, которая лежит в основании того, что западные социологи называли «трудовым обществом», основанное на протестантской трудовой этике, свободной конкуренции и предпринимательстве. С XV по XX век трудовое общество определяло пути развития западной цивилизации и только с 70-х годов ХХ века начинают писать о кризисе концепции трудового общества.

А. Смит разработал систематическое учение о разделении труда. Понятие разделения труда он рассматривал как одно из понятий в строгой системе политико-экономических категорий наряду с понятиями капитала, ренты, стоимости, цены, прибыли, заработной платы, рабочей силы.

Ж. Фурье и А. Сен-Симон резко критиковали существующий строй, но в их взглядах было много утопического. О. Конт изучил характерные особенности индустриального общества, пытаясь сформулировать законы его функционирования и развития. Один из них – закон трех стадий, согласно которому всемирная эпоха проходит три стадии развития:

1. теологическая (давность и раннее средневековье);

2. метафизическая (1300-1800 гг.);

3. позитивная.

Центральной проблемой в творчестве Э. Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Социолог пытается понять, что побуждает людей жить сообща, какие законы управляют межличностными отношениями, а также предложить рекомендации по устройству общества.

К. Маркс говорил о том, что разделение труда ведет не только к зарождению социальной структуры общества, но и расколу на два класса – эксплуататоров и эксплуатируемых. Он считал, что социалистическая революция приведет к диктатуре пролетариата; что при социализме не может существовать частная собственность, исчезнут классы, уничтожатся различия между умственным и физическим трудом, а главным станет пропорциональное разделение рабочей силы по отраслям народного хозяйства, уравнительность в оплате труда.

Для представителей немецкой школы социологии труда (Г. Зиммель, М. Вебер) основными темами исследования являлись отчуждение труда, рациональность, бюрократия, отчуждение экономического поведения.

Г. Зиммель подчеркивает глубокие античные влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность. Возникновение денег разрушает характер отношений между людьми, они заменяют их безличными. Деньги уравнивают людей как производителей и потребителей вещей, созданных человеческим трудом.

Главной в творчестве немецкого социолога М. Вебера была проблема рационализации. Он считал, что любое явление в истории уникальное, оно может никогда больше не повториться, ибо не повторится то стечение обстоятельств, которые его вызвали. Так, например, идеи западного капитализма не смогла реализовать Россия по причине неразвитости средних городских слоев, господства традиционной общины и соответствующей ей крестьянской идеологии. По мнению Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы и приведет к революции.

Классический период в развитии социологии труда отмечен не только разработкой глобальных теоретических концепций, построенных на сравнительном анализе исторического процесса. Таковы социально-философские и социолого-экономические построения О. Конта, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Зиммеля, М. Вебера, которые можно отнести к макросоциологическим теориям. В XIX-XX вв. значительные достижения отмечаются в области эмпирической и прикладной социологии труда.

Эмпирическая социология труда, как и теоретическая (академическая), особенно широко развивалась в трех европейских центрах – Англии, Франции и Германии. Процесс её становления имел следующие особенности:

1. эмпирические исследования появились раньше и имеют более давнюю историю, чем академическая социология;

2. методология и методика эмпирических исследований разрабатывались, главным образом, естествоиспытателями, а теоретическая социология – философами;

3. на ранних этапах теоретическая и эмпирическая социологии развивались параллельно и в отрыве друг от друга;

4. эмпирическая социология зародилась вне сферы университетов, а в практической сфере – в среде государственных служащих, предпринимателей, врачей, ученых, учителей.

В английской и французской эмпирической социологии можно выделить условно следующие основные направления:

1. политическая арифметика (У. Петти, Дж. Граунт) – простейшее количественное исследование общественных отношений;

2. социальная физика (А. Кетле) – эмпирические количественные исследования физических характеристик человека и установление статистических закономерностей общественных явлений с применением сложных математических процедур;

3. социальная гигиена (Э. Чадвик, Л. Веллерме, А. Паран-Дюшатле) – эмпирическое описание санитарных условий труда и быта городских промышленных рабочих, классификация социальных показателей здоровья населения на основе опросов, интервью и наблюдения с целью выработки практических рекомендаций для последующего проведения благотворительных социальных реформ;

4. моральная статика (А. Герри, Дж. Кей-Шаттлуорт) – сбор и анализ количественных данных о нравственных и интеллектуальных характеристиках различных слоев населения с целью разработки решений в области социальной политики и социального управления;

5. социография (школа Ле Пле) – монографическое описание определенных территориальных или профессиональных общностей необязательно с применением количественных методов обработки данных, но с опорой на статику и наблюдение, результаты которых обычно используются для анализа динамического (исторического) состояние объекта в различное время.

3. Современный период в развитии социологии труда начинается в 20-е годы ХХ века. Лидером в развитии социологической мысли в области социологии труда являлись США.

Одной из причин активного развития эмпирических исследований и разработки фундаментальной социологической методологии в данный исторический период является то, что социология получила доступ на университетские кафедры, так, например, в 1892 году в Чикагском университете была открыта первая кафедра социологии. К 1910 г. было проведено около трех тысяч эмпирических исследований с использованием новейшей статистической техники.

К основным школам и направлениям американской социологии труда можно отнести следующие.

Чикагская школа, соединившая теоретические обобщения и эмпирические исследования, которые претендовали на универсальное объяснение социальной реальности.

Гарвардский университет. Один из известных представителей данной школы Дж.Мэйо проводит Хотторнские эксперименты, в результате которых было выявлена зависимость отношения к труду от давления группы, которая диктует собственные требования и правила поведения.

Теории исследователей Гарвардской школы базируются на следующих принципах: 1) человек – «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что способствует стабильности общества и удовлетворенности индивида своей работой.

Представителями научной школы Гарвардского университета изучается проблема мотивации поведения. Так, например, А. Маслоу разработал иерархию потребностей человека, которую составляют следующие потребности:

¨ физиологический и сексуальные;

¨ безопасность, гарантия в занятости;

¨ социальные (общение, участие в трудовой деятельности);

¨ престижные (уважение со стороны, служебный рост, престиж);

¨ духовные (самовыражение через творчество).

Широкую известность получили теории «X» и «Y» стилей управления Макгрегора. «Y» - демократический стиль, который предполагает использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности.

«X» - авторитарный стиль, опирающийся на жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции.

В дальнейшем изучаются проблемы качества рабочей жизни. В центре внимания исследований стоят рабочее место, рабочая группа и семья рабочего.

4. Проблемы труда с момента зарождения социологии в России в середине XIX века были в числе ведущих, хотя конституирование социологии труда в качестве самостоятельной дисциплины произошло гораздо позже.

В её эволюции социологии труда выделяют четыре периода:

¨ середина XIX века - 1917 г. (дореволюционный);

¨ начало 20-х годов – середина 30-х годов XX века (послереволюционный);

¨ конец 40-х годов XX в. (послевоенный);

¨ современный.

Дореволюционный период характеризуется развитием промышленности, увеличением городского населения и капитализацией отношений в деревне. И как результат – усложнение социальной структуры общества, расслоения населения, рост социальной напряженности.

Первый этап дореволюционного периода продолжался с 1861 г. до середины 80-х годов; на его протяжении взаимные отношения предпринимателей и рабочих складывались на почве свободного договора, не стесняемого контролем со стороны государства. Второй этап, продолжавшийся с середины 80-х гг. по 1904 г., отмечен печатью государственного вмешательства в отношения между трудом и капиталом. В 1905 году рабочий вопрос вступил в третий и наиболее важный этап своего развития. Освобождение рабочих становилось делом самих рабочих. Впервые пролетариат стал во главе рабочего движения, имея собственную программу, организацию и тактику, выработанную на основе теории и богатого опыта международного рабочего движения.

Основной вопрос социологии труда в ХIX в. - это вопрос перспективы развития промышленного капитализма в России. Неординарным событием в России был выход в свет в 1869 году книги видного общественного деятеля В.В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России», в которой он изложил материал и свои наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. В ней описываются условия труда и быта людей, их образ, уровень жизни, процессы самоуправления, взаимопомощи и социального контроля. Идея равенства, идея товарищества между капиталистом и работником, идея разделения произведенного продукта по трудовому вкладу становится основной идеей работы В. Флеровского.

Несомненный вклад в разработку проблем социологии труда внесли русские экономисты-статистики – Чупров, Кауфман, Янжул, Янсон, не только разрабатывающие теоретические проблемы статистических методов анализа информации, но принимавшие участие в организации практической социологии.

Развитие социологии труда связано с выдающимися именами русских литераторов и публицистов – Н. Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, М. Горького.

В начале ХХ века эмпирические исследования приобретают регулярный массовый характер, итоги исследований освещаются в журналах. Однако следует отметить, что очень часто исследования проводились без программы, гипотез, с использованием плохо продуманной методики, что не давала возможности объективно сравнивать полученные данные.

Более основательную информацию дают официальные отчеты и статистические обзоры правительственных органов (комиссий, бюро, министерств), которые регулярно начинают проводиться после революции 1905 года.

Серьезное изучение «рабочего вопроса» проводилось неправовыми организациями: профсоюзами, ассоциациями промышленников, редакциями журналов. Чаще всего исследовались демографический состав, структура семьи, жилищные условия, образование рабочих и членов их семей.

Со временем стали исследоваться содержание и условия труда рабочего, заболевания, гигиена, организация труда, то есть то, что определяло положение рабочего на производстве.

Большое внимание уделялось сопоставлению положения рабочего класса России с положением рабочих в других капиталистических странах по уровню жизни, связи с деревней, социально – психологическому облику профессиональных групп и слоев.

Послереволюционный период. Для отечественной социологии труда послеоктябрьского периода характерна ориентация, с одной стороны, на разработку общетеоретических вопросов социализма, с другой – на практические рекомендации по совершенствованию организации труда.

В условиях перехода к мирному строительству, в первые годы после революции, ученые, стоявшие на позициях революционного марксизма, допускали ошибки и упрощения.

Так, например, Н. Бухарин отрицал действие объективных законов, полагая, что социализм должен строиться сознательно, по плану, в отличие от капитализма, развивающегося стихийно. С НЭПом он связывал использование в народном хозяйстве жестких методов управления.

Перед социологией труд данного периода встали практические вопросы: как обеспечить оплату по труду (качеству и количеству); как удовлетворить разумные потребности и снизить, исключить неразумные; в каких единицах измерять затраты труда.

Однако главным вопросом являлся вопрос о характере производственных отношений в новых условиях, новом взгляде на человека и его потребности. Одни ученые считали, что рыночный механизм несовместим с социализмом, другие настаивали на его необходимости, третьи считали, что товарное производство допустимо, но в ограниченных рамках.

В 20-е годы ХХ века остро обсуждалась проблема повышения производительности труда, которое обеспечивается путем рационализации труда. Изучались также проблемы контроля трудовой деятельности, воздействия технологии на разделение труда и человека, стимулирования труда, воздействия образа жизни на трудоспособность работника, мотивации труда и другие, связанные с особенностями коллективной формы труда в бригаде и на предприятии. Научно-практический интерес представляли исследования условий жизни и быта рабочего класса и крестьянства, бюджета рабочей семьи, интересов рабочей молодежи, трудовые конфликты.

В рамках послевоенного периода были проведены исследования по изучению влияния НТП на социально-профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

Экстенсивное ведение хозяйства вело к быстрому увеличению потребности в рабочей силе, и поэтому одной из популярных тем в исследованиях была проблема текучести кадров.

В 60-х годах ХХ века возобновились эмпирические исследования трудового коллектива. В это время регулярно проводятся исследования профессиональной ориентации молодежи, престижа и выбора профессий.

Развернулись исследования по проблемам социального управления, дисциплины труда, охраны и гигиены труда, рабочего и внерабочего времени, труда женщин. По социальным проблемам труда было выпущено около четырех тысяч монографий и статей.

В 70-80 гг. в России развивались следующие научные школы, изучающие проблемы труда:

1) Ленинградская школа (В. Ядов, О.И. Шкаратан), представители которой изучали ценностные ориентации, мотивацию и отношение к труду, структуру рабочего класса;

2) Московская школа (Г.В. Осипов, В.Г. Подмарков), представители которой исследовали влияние НТП на содержание и характер труда, социальную организацию предприятия;

3) ученые Новосибирской школы (Т.И. Заславская, В.Г. Рывкина) большое внимание уделяли изучению проблем аграрной социологии и социологии управления.

В начале 90-х гг. ХХ века в рамках социология труда стали формироваться новые направления исследования, объектом которых стали трудовые конфликты и забастовки; экономические преступления; занятость и безработица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: