Методы таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Специфика таможенного дела как объекта регулирования таможенного права состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеторгового обмена посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и осуществление таможенного контроля. Поэтому в правовом регулировании таможенных отношений превалирует административный метод. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в таможенном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного дела, требующего властных указаний, предписаний к совершению определенных действий и т.д.

В нормах таможенного права жестко закрепляются требования государства к деятельности таможенных органов. Предписания таможенным органам красной нитью проходят через все нормы ТК РФ.

Все таможенные органы обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установленного порядка. При этом они не имеют права уклоняться от принятия решений. Любое лицо вправе обжаловать решения(в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы, в соответствии с особым порядком предусмотренным главой 7 ТК РФ 2004г. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с соображениями государственной безопасности, необходимостью защиты: общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, интересов потребителей, права собственности (в т.ч. и интеллектуальная), животных и растений, а так же охраны окружающей среды.

Запреты – это предписания, возлагающие юридическую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Правовые формы запретов в таможенной сфере разнообразны. Нередки прямые запреты:

Ø запрет ввоза

Ø запрет вывоза

Ø запрет совершать нарушения таможенных правил

Ø запрет совершать административные правонарушения (например: посягающих на деятельность таможенных органов)

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме – путем указания исчерпывающего перечня действий. Например в ТК РФ 2004г. (Гл.14) установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определенные формы, места, сроков подачи ГТД, представлении документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия ГТД, ее изменения, дополнения и изъятия.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и административной ответственности как физических так и юридических лиц за их нарушения, гражданской ответственности (признание сделок ничтожными, с последующим применением определенных последствий).

Методы запретов в таможенном праве тесно соприкасаются с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод тоже широко применяется в таможенном праве и является наиболее перспективным. ТК РФ 2004г. (раздел 2) предусматривает разрешительный порядок перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу разрешается только при строгом соблюдении заявленного таможенного режима – совокупности условий, определяющих статус перемещаемых товаров и транспортных средств. При этом право принятия решения о возможности перемещения под определенным таможенным режимом т.е. предоставление в каждой конкретной ситуации разрешение на использование данного режима либо отказе в таковом принадлежит исключительно таможенным органам.

Широко используется в таможенном праве и гражданско-правовой метод – диспозитивный подход к установлению правомочий субъектов таможенных отношений. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физические) на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Некто не может быть лишен или ограничен в праве на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев установленных ТК РФ и др. законодательными актами РФ. ТК РФ 2004г. (подраздел 2 раздела 2) предоставляет лицам перемещающим через таможенную границу, право выбора любого таможенного режима. По желанию лица, один таможенный режим может быть заменен другим. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу называется методом общих дозволений.

Диспозитивный подход в таможенном праве выражается и в представлении субъектам возможности согласования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами РФ и во время их работы. Однако ТК РФ 2004г. (ст.69 п.1, 407) предусматривает возможность пересечения таможенной границы и в иных местах и вне времени, но по согласованию с таможенными органами.

Закрепляя варианты должностного поведения, нормы таможенного права представляют субъектам возможность выбора одного из вариантов. Например: таможенными нормами предусматривается, что при проведении таможенного контроля таможенные органы РФ используют, как правило те формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле[7]. Это – вариант дозволения, дающий таможенным органам возможность выбора форм таможенного контроля в соответствии с принципом достаточности.

Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органичном соединении административно-правового и гражданско-прового методов в разнообразных формах их реального проявления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: