Лекция 2. Основные направления использования информационных систем в деятельности педагога-психолога
Эффект от внедрения информационных систем
Свойства информационной системы
Информационная система определяется следующими свойствами:
· любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
· информационная система является динамичной и развивающейся;
· при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
· выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
· информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.
Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена.
Внедрение информационных систем может способствовать:
· получению более рациональных вариантов решения задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
· освобождению от рутинной работы за счет ее автоматизации;
· обеспечению достоверности информации;
· замене бумажных носителей данных на электронные, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
· совершенствованию системы документооборота;
· уменьшению затрат (в том числе и временных);
· предоставлению уникальных услуг, которые не возможно было представить ранее.
Рассмотрим возможности применения информационных систем по традиционно выделяемым направлениям деятельности педагога-психолога в ОУ.
Использование современной компьютерной техники предоставляет качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. Так с помощью компьютерного инструментария возможно формирование и предъявление тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора. Значительно упрощается фиксация и обработка ответов респондента при одновременном снижении вероятности ошибок на данном этапе диагностики (которые при ручной обработке практически неизбежны).
Также резко увеличивается оперативность предоставления результатов диагностики и возрастает «пропускная способность», что особенно важно при проведении массовых обследований. Существенным плюсом компьютерных средств психологической и профессиональной диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения и наличие базовых вариантов интерпретации показателей. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоемких рутинных операций и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.
Следует подчеркнуть, что их использование дает потенциальную возможность не только «протестировать» личность, но и соотнести полученные результаты с несколькими выборками стандартизации теста (профессиональными, социально-демографическими, должностными и т.д.), обеспечивая более полную оценку.
Для функционирования психологической службы весьма значима реализуемая в компьютерных системах возможность «сопряжения» диагностического инструментария с накоплением получаемой информации (функция базы данных). Это информация может быть использована как для последующей коррекции тестовых методик, так осуществления эффективного поиска требуемой информации о личности.
Использование таких систем позволяет повысить объективность результатов обследования, снизить влияние психолога (кадровика) на процесс и итог тестирования. Вместе с тем, при этом следует учитывать специфику проведения компьютерной диагностики. С одной стороны, она связана с организацией взаимодействия психолога с программными средствами, реализующими тест на экране монитора и последующими процедурами его обработки и сохранения результатов. С другой - это особенности взаимодействия проходящего тестирование человека как с собственно компьютером, так и с материалом теста.
В настоящее время существует большое количество компьютерных систем психодиагностики. Их можно разделить на несколько групп. Критериями при этом могут выступить: количество методик в составе системы;- возможность изменения методик [20].