Классификация программных средств и информационных ресурсов, используемых в профессиональной деятельности педагога-психолога
Средства поддержки и оптимизации организации деятельности педагога-психолога
Профессиональное общение педагогов-психологов, обмен опытом.
Информационная поддержка деятельности педагога-психолога и повышение профессиональной компетентности
Психологическое консультирование
Вопрос о психологическом консультировании в сети является дискуссионным. По мнению многих специалистов - психологов-консультантов, психотерапевтов психологическое консультирование в сети Интернет возможно, особенно в кризисных ситуациях. На наш взгляд, в работе педагога-психолога вполне применима консультация по психолого-педагогическим проблемам для педагогов и родителей, построенная по принципу «вопрос-ответ». Для этого необходима «Страничка психолога» на школьном сайте и/или программы для сетевого общения Skype, QIP и т.п.
|
|
Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет качественно новые возможности для информационной поддержки деятельности психолога и повышения его профессиональной компетентности. Для этого могут быть использованы:
· информационно-аналитические порталы и специализированные сайты по психологии;
· виртуальные библиотеки;
· электронные психологические журналы и книги;
· подписки на электронные рассылки;
· психологические базы и справочники;
· дистанционное обучение;
· проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами и мэтрами;
· участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа проектов, день школьного психолога в Интернете);
· участие в открытой развивающей экспертизе.
Еще одним из немаловажных моментов является процесс профессионального общения педагогов-психологов, обмен опытом. Для этого могут быть использованы:
· виртуальные методические объединения педагогов-психологов;
· специализированные форумы;
· виртуальные научно-практические конференции.
Для поддержки и оптимизации организации работы психолога могут быть использованы средства позволяющие планировать свою деятельность, учитывать ее результаты, организовывать личное информационное пространство:
· электронный журнал психолога образовательного учреждения;
· электронные органайзеры;
· средства организации и систематизации различных электронных ресурсов.
Арсенал компьютерных средств, которые сегодня доступны психологу, достаточно велик. Их классификация может быть проведена по целому ряду признаков.
|
|
Классификация по функциональному признаку (по направлениям деятельности) была приведена выше.
По назначению инструментарий можно разделить следующим образом:
· информационные системы (компьютерные психодиагностические системы, автоматизированные рабочие места психологов), прикладные программные пакеты (Microsoft Office), отдельные программы (программы для статистической обработки данных, компьютерные тестовые методики, компьютерные тренажеры и т.п.);
· информационные ресурсы (статьи, электронные книги, новости, мультимедиа-материалы, данные исследований и пр.) и средства их организации (информационные порталы, электронные библиотеки, конференции, журналы, справочники, базы данных) и поиска (информационно-справочные и поисковые системы;
· средства организации виртуального общения (форумы, чаты, видеоконференции, электронная почта).
Основные тенденции развития информационных систем связаны с развитием их функциональных возможностей и улучшением их эргономичности.
Ниже представлены тенденции развития информационных систем.