Открытые» системы

Следующая группа систем психологической диагностики объединяет так называемые «открытые» системы, или, как еще их называют, системы–оболочки. Эти системы позволяют не только проводить собственно психологическую диагностику, используя все преимущества компьютерного тестирования, но также имеют богатые возможности по доработке имеющихся психодиагностических методик для решения большого круга различных задач и разработке новых тестов.

Среди преимуществ таких систем необходимо, прежде всего, отметить широкие возможности, предоставляемые психологу (специалисту по диагностике) для:

· формирования оптимального набора методик, соответствующего той или иной решаемой задаче;

· разработки и корректировки правил обработки и интерпретации результатов диагностики;

· подготовки текстовых вариантов результатов психологической диагностики;

· кроме этого в таких системах имеются богатые возможности для корректировки диагностических методик, их «тонкой» настройки на различные группы тестируемых.

«Открытые» системы с практической точки зрения являются наиболее предпочтительными для использования в качестве основы, хотя работа с ними связана с определенной спецификой. Она обусловлена некоторой «громоздкостью» таких систем, сложностью в работе с ними. При освоении они требуют, как правило, специальной подготовки. Но эти проблемы значительно «перекрываются» предоставляемыми возможностями психологической и профессиональной диагностики.

К «открытым» системам можно отнести следующие системы:

1. АППК;

2. ТЕСТАН;

8. СМОЛ-Эксперт;

3. НОРТ;

4. ПРАКТИК;

5. Эксперт+;

6. СТАТУС;

7. ПРОФЕССОР

8. 1С:Психодиагностика образовательного учреждения

9. 1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия

10. 1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия.

Отметим, что «открытость» системы может быть как полной (предполагающей возможность, как корректировки имеющихся тестов, так и введения новых), так и ограниченной (при которой возможно только корректировка изначально заложенных тестов).

Примером «одномерной ограниченно открытой» системы может служить система психодиагностики «СМОЛ-Эксперт» [13]. Она основана на тесте СМОЛ, широко применяемом в области медицины, профориентации и ряде других областей. СМОЛ - сокращенный вариант известного теста MMPI, позволивший на порядок уменьшить время тестирования (в среднем оно составляет всего 6-7 минут) за счет устранения, на основе строгой математической процедуры, дублирующих тест-объектов с наименьшим диагностическим весом.

СМОЛ-Эксперт обеспечивает проведение тестирования, обработку результатов, формирование базы данных, а главное - детальную интерпретацию результатов обследования. Всего, на основе полученных данных программа способна генерировать более 400.000 вариантов заключения, что обеспечивает буквально портретную точность оценки психологических особенностей тестируемого. Программа «СМОЛ-Эксперт» отличается достаточно удобным графическим интерфейсом, возможностью сортировки записей в базе данных по нескольким признакам и поиска записи в базе данных по различным критериям, многочисленными подсказками, облегчающими работу с программой, поддержкой любых видов принтеров и т.п. Предусмотрена возможность редактирования пользователем текста заключения, генерируемого программой, а также переноса заключения (или его части) в другие программы. Доступна полнофункциональная демо-версия системы с временным ограничением.

«Многомерной открытой» системой является «1С:Психодиагностика образовательного учреждения» [1].

Программа предназначена для автоматизации рабочего места психологов образовательных учреждений, центров социальной помощи семье и детям, центров медико-психолого-педагогической работы и органов управления образованием.

Федеральный институт развития образования рекомендует компьютерную психодиагностическую систему «1С: Школьная психодиагностика» к использованию в работе психологов сферы образования, оказывающих психологическую помощь и консультации учащимся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования при решении вопросов выбора профессии, по вопросам трудностей в обучении, проблем общения со сверстниками, учителями и родителями как автоматизированное рабочее место психолога [2].

Она позволяет:

· проведение компьютерной психодиагностики детей и подростков (в возрасте от 5 до 20 лет);

· сбор и консолидацию результатов психодиагностики, полученных из образовательных учреждений с целью анализа и обобщения;

· разработку норм к тестам на основе обработки полученных результатов тестирования.

Программа помогает обеспечить единую информационную среду, сопровождающую все этапы работы специалистов-психологов органов управления образования и психологических центров.

Программа разработана специалистами ООО «Информационные системы в образовании», группы компаний «Персонал Софт» при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках НИР «Проектирование и исследование автоматизированной информационной системы компьютерной психодиагностики детей и подростков» в 2011-12 г.

Состав психодиагностических методик, включенных в программу, подобран и адаптирован группой ведущих психологов МГУ им М.В. Ломоносова под общим руководством доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.

Программа, как часть линейки программ для психологов образовательных учреждений объединяет в себе возможности следующих решений:

· 1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия.

· 1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия.

В программе присутствуют методики, реализованные в обоих решениях. Ключевыми отличиями программы от перечисленных базовых версий являются:

1. Поддержка многопользовательской работы.

2. Открытый конструктор психодиагностических методик, обеспечивающий добавление в программу пользователями методик, используемых ими в практической работе.

3. Возможности для разработки (включая валидизацию) собственных методик.

4. Загрузка обезличенных результатов тестирования из базовых версий 1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия и 1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия.

5. Обобщение данных тестирования учащихся и построение отчетов за район, округ, регион.

В состав программы входят методики, предназначенные для оценки:

1. Индивидуальных особенностей ребенка.

2. Уровня развития познавательной сферы учащихся (сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память, мышление, воображение, креативность).

3. Мотивационно-потребностной и смысловой сфер личности.

4. Социально-психологической адаптации в коллективе.

5. Детско-родительских отношений.

6. Различных аспектов девиантного поведения учащихся.

7. Уровня различных способностей и задатков. Программа поддерживает проведение профориентации и профконсультации.

Методики, реализованные в программе:

1. АСВ — анализ семейных взаимоотношений для родителей детей от 3 до 10 лет и от 11 лет до 21 года Э.Г. Эйдемиллер — В.В. Юстицкис;

2. Беседа о школе — методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» Т.А. Нежновой;

3. Будь готов — активизирующая профориентационная методика Н.Н. Пряжникова;

4. ДДО — дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова;

5. Исследование самоотношения — методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева;

6. Карта Стотта — карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка (методика наблюдения Д. Стотта);

7. Методика Гинзбург — определение мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург);

8. Методика Дембо-Рубинштейн — методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн;

9. Методика Матюхиной — методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу М.В. Матюхиной;

10. Методика Стреляу — шкала оценок для измерения реактивности методика Я. Стреляу для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся;

11. Мотивация учения — методика изучения мотивации А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, И.А. Михаленкова, С.Т. Посохова, А.А. Хилько, Л.М. Шипицина;

12. Необычное использование — субтест «Необычное использование» из батареи П. Торренса;

13. НЛО — направленность личности в общении С.Л. Братченко;

14. Опросник Басса — Дарки — диагностика состояния агрессии А. Басса — А. Дарки;

15. Опросник для измерения толерантности;

16. Опросник жалоб ребенка — BFK-K К. Хок, Г. Хесс, Е. Шварца;

17. Опросник креативности Д. Джонсона;

18. Опросник Спилбергера — самооценка тревожности Ч. Спилбергера — Ю.Л. Ханина;

19. Опросник темперамента — опросник темперамента А. Томаса — С. Чесса;

20. Опросник Томаса — методика определения стратегий поведения в конфликте К. Томаса;

21. Опросник Филлипса — методика диагностики уровня школьной тревожности К. Филлипса;

22. Опросник Шварца — ценностный опросник С. Шварца;

23. Отношение к сверстникам — опросник для воспитателя об отношении ребенка к сверстникам;

24. Отношение к чужому взрослому — опросник для воспитателя об отношении ребенка к чужому взрослому;

25. ПДО — патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко;

26. Полянки — методика «Лабиринт»;

27. Пословицы — методика исследования мотивационных установок;

28. Проба на произвольность;

29. Проявление агрессии — опросник для воспитателя о проявлении агрессии у детей;

30. Психолого-педагогическая характеристика;

31. Раскрашивание кружков — методика определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности;

32. Расписание — методика определения силы выраженности учебного мотива «Расписание»;

33. САН — карта экспертной оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (модифицированный Курганским Н.С. вариант опросника САН);

34. Сердечки и цветочки;

35. Склонность к риску — Г. Шуберт;

36. СПА Роджерса — Даймонда — методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса — Р. Даймонда;

37. Страхи в домиках — методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»;

38. Тест Амтхауэра — тест структуры интеллекта Амтхауэра, формы A и B;

39. Тест руки — Э. Вагнера;

40. ТЭА — тест эгоцентрических ассоциаций;

41. Школьная тревожность — диагностика школьной тревожности E. Амен;

42. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»;

43. Я в школе — методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников рисунок «Я в школе»;

44. Якоря карьеры — Э. Шейн.

Технология электронных бланков обеспечивает проведение тестирования на компьютере (как на находящемся в сети, так и на локальном), в том числе с операционной системой семейства Linux и Macintosh.

Для создания батарей тестов используется инструментарий Adobe Flex SDK, распространяемый на условиях Mozilla Public License (MPL). Благодаря этому поддерживается тестирование в операционных системах семейств Linux и Macintosh.

Конфигурация предназначена для работы в режиме управляемого приложения на версии 8.2 платформы 1С:Предприятие 8.

Исходный код конфигурации полностью открыт для изменений, аппаратная защита не используется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: