Многомерные» системы

Противоположностью данного класса компьютерного диагностического инструментария являются «многомерные» системы, Они включают в себя несколько методик и позволяют проводить диагностику как по одной из них, так и по нескольким («тестовой батарее»). К таким системам можно отнести [20]:

· систему «Психологический портрет»;

· пакеты психодиагностических методик центра КАТАРСИС (Тест1, Тест2, АРМ психолога профконсультанта).

Рассмотрим в качестве примера систему «Психологический портрет», предъявляющую не слишком высокие аппаратные и программные требования.

Особенностью системы является специальный подбор методик. С одной стороны они прошли строгий контроль на валидность и являются в своем роде классическими. С другой стороны, направленность включенных в систему тестов позволяет (при использовании большинства из них) составить достаточно «объемное» и адекватное представление о личности человека. Отметим, что по всем тестам, оценивающим личностные характеристики, пользователю предоставляются словесные базисные интерпретации результатов.

Работа в системе «Психологический портрет» осуществляется через последовательно активизируемые меню, связывающие пользователя с достаточно сложной интегральной средой-оболочкой, на основе которой построена вся система. Система обеспечивает автоматическое сохранение результатов, накопление базы данных по всем проведенным обследованиям с возможностью вести в ней поиск информации о человеке (в том числе и по неполным данным).

С помощью системы «Психологический портрет» можно достаточно эффективно проводить разносторонние психологические обследования, обеспечивая руководителей о получать беспристрастную оценку своих сотрудников.

Другим представителем таких систем являются пакеты психодиагностических методик центра КАТАРСИС (Тест1, Тест2, АРМ психолога профконсультанта). Они содержат достаточно большой набор психодиагностических методик:

ТЕСТ-1 ММИЛ (MMPI в адаптации Ф.Б. Березина) Шестнадцатифакторный опросник Р. Кэттелла (16PF) Опросник Леонгарда-Шмишека Опросник Айзенка Методика УНП Тест САН Опросник УСК Опросник потребности в достижениях Опросник КОС Тест Томаса
ТЕСТ-2 Тест Стреляу Тест "Порог активности" Краткий ориентировочный тест Школьный тест умственного развития Тест мотивации одобрения, Тест родительского отношения Тест Басса-Дарки, Тест склонности к риску Тест эмоциональной напряженности Тест Дженкинса
АРМ психолога-профконсультанта Методика Д. Голланда Методика В.Смекалы и М.Кучеры, Методика Л.А. Йовайши Методика "Мотивы выбора профессии" Методика оценки мотивации достижения

Системы данной группы позволяют осуществлять весьма глубокую оценку личностных особенностей. Вместе с тем, возможности проведения тестирования, и обработки полученных результатов в них, как правило, ограничены тем набором, который разработчики системы компьютерной психодиагностики в нее заложили.

«Закрытые системы»

В таких системах отсутствует возможность изменения набора методик, ввода новых, корректировки имеющихся методик (изменения состава вопросов, правил расчета шкал, правил интерпретации результатов диагностики). Исходя из этого, инструментальные средства, описанные выше, можно назвать «закрытыми».

Закрытость системы имеет не только отрицательные, но и положительные стороны, в частности:

· легкость в освоении и использовании;

· невысокие требования к мощности компьютеров;

· возможность работы в операционной системе DOS;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: