В середине XX века возникла маркетинговая концепция, заключающаяся в интенсификации усилий на этапе сбыта. Девиз предприятий заключался в том, что производили то, что могли, а затем для сбыта использовали такие инструменты как рекламы, распродажи, скидки, выставки. Этой концепции придерживаются многие российские и зарубежные предприятия и сегодня.
Эта концепция приемлема на дефицитном, ненасыщенном товарами рынке. В этой ситуации для руководства предприятиями главным является снабжение и производство. Сбыт занимает последнее место. В условиях индустриальной и постиндустриальной экономики такой образ маркетингового мышления ведет к стагнации и банкротству. Покупатели имеют возможность выбора из постоянно возрастающего количества и ассортимента товаров-аналогов. Рынок продавца сменился узкосегментированным рынком покупателя. Современный маркетинг должен исходить из проблем и спроса потребителей в выбранных сегментах ранка. Современная концепция маркетинга имеет следующий вид.
|
|
2. Стратегический треугольник «Потребитель – Предприятие - Конкурент»
Современная концепция маркетинга опирается на стратегический треугольник «Потребитель – Предприятие – Конкурент».
Основу конкуренции составляют цена и качество. При равенстве этих условий конкурентное преимущество может определяться:
1) более высокой, по мнению потребителя, технической компетентностью предприятия по сравнению с конкурентом;
2) лучше организованы процессы коммуникации между предприятием и потребителем и создана более благоприятная обстановка общения;
3) более высокое качество консультационного и сервисного обслуживания.
Проблемы потребителя и конкурентная обстановка постоянно меняются, что требует постоянной работы по созданию новых технологий и новых товаров. Содержание этой работы с одной стороны диктует спрос потребителей с другой стороны интеллектуальный потенциал предприятия, который может создавать и формировать спрос потребителей на совершенно новую незнакомую ранее продукцию. Однако чрезвычайное опережение существующих потребностей чревато рисками и потерями.