Типы основных функций по К. Г. Юнгу

Мышление Чувства Ощущения Интуиция
Рациональный характер Иррациональный характер

Развитие личности по К. Г. Юнгу:

• Динамический процесс, разворачивающийся на протяжении жизни;

• Стремление к «обретению самости» - результат стремления компонентов личности к единству, интеграции, гармонии;

• Конечная жизненная цель - полная реализация «Я»;

• Развитие человека уникально; включает процесс индивидуализации;

• Конечная стадия развития - самореализация доступна не всем.

Индивидуальная теория личности А. Адлера (1880-1937)

Термин индивидуальная психология указывает на то, что личность является неделимым целым. В основании теории лежит семь ключевых пунктов:

• чувство неполноценности и компенсация;

• стремление к превосходству;

• стиль жизни;

• социальный интерес;

• творческое «Я»;

• порядок рождения;

• фикционный финализм (поведением человека управляют его ожидания в отношении будущего).

Принципы индивидуальной психологии:

1. Принцип холизма (целостности). Исходя из понятия жизненного стиля, определяет типы личности по двухмерной системе: социальный интерес - активность:

• Управляющий тип.

• Берущий тип.

• Избегающий тип.

• Социально-полезный тип.

2. Второй принцип заключается в том, что поведение человека целенаправленно.

3. Третий принцип: люди - существа общественные. Действия человека необходимо рассматривать в отношении социального контекста.

Теория К.Хорни.

Главное понятие К. Хорни «базальная тревога», определяемая как «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредны к факторов средьг прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, стишком большого восхищения или его полного отсутствия его, недостатка теплоты, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большой или слишком малой ответственности, сверхпротекции, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнения обещаний, враждебной атмосферы и т д.» (К. Хорни, 1945).

К. Хорни утверждала, что человеком управляют тенденции:

стремление к безопасности;

• стремление к удовлетворению своих желаний. Невротические потребности - стратегии компенсации баэальной тревоги:

• невротическая потребность в любви и одобрении;

• невротическая потребность в «партнере-опекуне»;

• невротическая потребность в узком ограничении жизни;

• невротическая потребность в силе;

• невротическое стремление эксплуатировать других;

• невротическая потребность в значимости;

• потребность в том, чтобы быть объектом восхищения,

• невротическое стремление к личным достижениям;

• невротическая потребность в самодостаточности и независимости;

• невротическая потребность в совершенстве и безупречности. Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек применяет гибкую стратегию использования потребностей. Потребность имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни. К. Хорни выделяет три типа межличностных стратегий

• стремление к людям (уступчивый тип);

• стремление отделиться от людей (обособленный тип);

• агрессивное (враждебный тип)

Каждая из этих стратегий представляет базовую ориентацию по отношению к другим и себе. Все стратегии предназначены для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам.

Развитие личности

•большое значение детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности;

•решающий фактор в развитии личности - социальные отношения между ребенком и родителями (базальная враждебность, базальная тревога).

Когнитивное направление в изучении личности

1. Когнитивная концепция личности Дж. Келли (1905-1966)

В основу своей теории Дж. Келли положил способ, при помощи которого люди осмысляют и интерпретируют окружающий мир и себя в этом мире. Дж. Келли предположил, что все люди ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы о реальности, с помощью которых пытаются предвидеть и контролировать жизненные события. Из данного положения следуют два значительных вывода относительно психической жизни людей:

• Во-первых, люди, преимущественно, ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Поведение человека можно рассматривать как направленное на предсказание будущих событий.

• Во-вторых, люди обладают способностью не просто пассивно реагировать на свое окружение, но и активно формировать свое представление о нем. Человек осознает или предсказывает события окружающего мира при помощи создаваемых им систем или моделей.

Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Дж. Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Все конструкты биполярны и дихотомичны по природе.

Цель теории личностного конструкта - объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

Бихевиористическое направление в изучении личности.

Основателем бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон (1878-1958), который в 1913 г. провозгласил девиз этого направления: «стимул - реакция». С его точки зрения эмоции возникают как условно-рефлекторная связь между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами, а мышление идентично субвокальному (неслышимому) проговариванию звуков громкой речи - сигналов, обозначающих объекты рассуждения (периферическая теория мышления).

Дж. Б. Уотсон отрицал доминировавшее тогда представление о психологии как об уникальной науке, направленной на раскрытие структуры сознания на основе самонаблюдения. Психология, полагал он, должна изучать поведение, используя те же типы объективных техник, что и естественные науки. Используя павловский принцип обусловливания, он утверждал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору - врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков» (J. В. Watson, 1926).

Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера (1904-1990)

Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче -предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Основные положения теории Б. Ф. Скиннера:

• Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот.

• Автор отстаивал функциональный анализ поведения организма.

• Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение.

• Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

• Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

• Считал, что люди зависимы от прошлого опыта.

Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений «S - R». Он рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения

человека.

В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов - оперантных реакций. Он признавал два основных типа поведения:

респондентное как ответ на знакомый стимул,

оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.

Оперантное обусловливание, по Б. Ф. Скиннеру, обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Подкрепление - ключевая концепция системы автора, Подкрепляющие стимулы можно разделить на стимулы первичные и вторичные. Первичные - сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (например, пища, вода, комфорт). Вторичные стимулы (например, деньги, внимание, одобрение и пр.) - событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.

С точки зрения автора, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Наиболее типичные методы аверсивного контроля - наказание и негативное подкрепление.

Б. Ф. Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения, а сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Он придерживался мнения, что личность это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения.

Теории социализации в изучении личности.

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского (1896-1934)

В смысл культурно-исторического, по Л. С. Выготскому, входит анализ структур взаимодействия личности с окружающей средой и развитие личности. Разработанная Л. С. Выготским, теория единства социального и биологического в развитии привела к пониманию процесса формирования личности.

Суть культурно-исторической теории можно сформулировать следующим образом:

v Основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности).

v Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.

v Исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане.

v Психические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

v Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам.

v Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

На основе теории культурно-исторического развития высших психических функции Л.С.Выготским (1984) были разработаны новые возможности в изучении проблемы сознания. Он исходил из того, что при переходе от животных к человеку изменяется характер взаимодействия человека с природой. Одной из существенных характеристик этого взаимодействия становится опосредованность, проявляющаяся в использовании орудий труда. Поскольку сознание является отражение окружающего человека мира, его идеальным бытием, то основное отличие от психики животных будет заключаться в использовании особых психологических орудий - знаков, которые перестраивают всю систему психических функций.

Знаки являются носителями определенных значений, представляющих собой обобщенное отражение действительности. От того, как человек обобщает различные содержания, будет зависеть строение его сознания. Таким образом, характеристика процессов обобщения является одной из существенных особенностей сознания.

Для Л. С. Выготского, значение выступает прежде всего как средство воздействия на самого себя, как то, что перестраивает психику и поведение человека в целом; психологическое орудие ничего не меняет в объекте. Благодаря овладению этими орудиями психические процессы человека приобретают произвольный характер, что проявляется, в первую очередь, в феноменах целенаправленности,

Выделенные характеристики сознания не остаются для Л. С. Выготского неизменными. Их развитие происходит в процессе овладения ребенком историческим и социальным опытом, который зафиксирован в предметах материальной и духовной культуры.

При анализе структуры сознания Л. С. Выготский (1984) разделял его системное и смысловое строение. Под системным строением он понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Л. С. Выготский связывал с возникновением речи.

Личность, по мнению Л. С. Выготского, - образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза.

А. Н. Леонтьев и проблемы личности (1903-1979)

Пути решения проблемы развития личности, намеченные П. П. Блонским и Л. С. Выготским, развернул и углубил А. Н. Леонтьев (1983), который писал. что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни... Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности».

Психологическое развитие человека по А. Н. Леонтьеву - это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Развитие личности, согласно А. Н. Леонтьеву, происходит в процессе включения ее в различные виды деятельности.

Представление о личности у А. Н. Леонтьева следующее:

•Личность - это особое образование, «особого рода целостность, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития».

• Это образование порождается специфически человеческими отношениями.

• Что касается природных индивидуальных свойств: морфологических, физиологических, а также некоторых индивидуально приобретенных психологических особенностей человека, то они к собственно личностным свойствам не относятся, а характеризуют человека как индивида

Индивид - это скорее та реальность, которая заключена в границах тела человека

•Личность - образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

Категория деятельности у А. Н. Леонтьева - основополагающая для анализа личности Структура и образующие точности при зтоу раскрываются через анализ мотавационно-потребностной сферы. Потребности выступают в ячестве исходного пункта всякой деятельности, опредмечиваясь в мотивах. Первые «узелки» личности завязываются тогда, когда начинает устанавливаться иерархия деятельностей, или иерархия мотивов.

Системная модель личности Б. Г. Ананьева (1907-1972)

Б Г Ананьев, отечественный психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.

Б. Г. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности Необходимо отметить, что в его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты личности не выступают как рядоположенные. Б.Г.Ананьев (1980) говорит о различных уровнях в структуре личности, подчеркивая при этом, что биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они «многократно «опосредуются» социальными свойствами личности»

По Б. Г Ананьеву (1967), в структуру личности входят'

• психические процессы;

• психические состояния;

свойства личности (табл. 23).

По мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Однако человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности производящей материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и чинности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, чинность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Концепция персонализации А. В. Петровского (род. в 1924)

Личность рассматривается А.В.Петровским (1982) не как индивид взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Имение поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.

Им выделяются три основных процесса:

адаптация - как присвоение индивидом социальных норм и ценностей то есть, становление социально-типического;

индивидуализация - как открытие или утверждение «Я», выявлен№ своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление индивидуальности;

интеграция - как изменение жизнедеятельности окружающих людей. осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего

Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений (табл. 24).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: