Тема урока: «Словоизменение и словообразование в русском языке».
Цель урока: научить «строить» понятия «словоизменение» и «словообразование» и различать эти явления в русском языке.
Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?
Ученики: Да. Мы знаем, что слова в русском языке изменяются. Мы знаем, что есть части слов, которые образуют новые слова.
Учитель: А дать определение сможете? Скажите, чем различаются эти явления – словообразование и словоизменение? Сразу сформулировать, конечно, трудно. Давайте разбираться. Какая же цель перед нами стоит?
Ученики: Наверное, надо узнать, что это такое, и научиться отличать словоизменение от словообразования.
Учитель: Хорошо. С чего начнем?
Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.
Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения.
Мечта, мечтатель, мечтательный, мечтать, размечтаться.
мечта | мечтатель | мечтательный | мечтать | размечтаться |
мечты | мечтателя | мечтательного | мечтаю | размечтаюсь |
мечте | мечтателю | мечтательному | мечтаешь | размечтаешься |
мечту | мечтателя | мечтательного | мечтает | размечтается |
мечтой | мечтателем | мечтательным | мечтаем | размечтаемся |
мечте | мечтателе | мечтательном | мечтаете | размечтаетесь |
мечтают | размечтаются |
Учитель: Прочитайте. Что общего в данных словах и чем они различаются?
|
|
Ученики: Здесь написаны однокоренные слова. У них общий корень, но слова имеют разное значение: мечта – это желание, надежда на что-то в будущем; мечтать – это действие, когда представляешь, чего тебе хочется, может быть, думаешь, как добиться этого; мечтатель – это тот, кто мечтает; размечтаться – это тоже такое действие, когда сам себе рисуешь эти желания, такое приятное состояние; мечтательный – это признак, качество натуры, что ли, когда человек любит помечтать.
Учитель: Действительно, все слова имеют отношение к корню - мечт-. Почему же у них разное лексическое значение?
Ученики: У этих слов разные основы, а когда к корню в основе добавляется суффикс или приставка, то слово меняет свое значение, ведь и суффикс и приставка – значимые части. Они добавляют свои смыслы, и слово становится другим.
Учитель: Молодцы, вспомнили то, что мы изучали и по лексике, и по морфемике. А теперь давайте вспомним грамматику: к каким частям речи мы отнесем эти слова?
Ученики: Два существительных (мечта, мечтатель), два глагола (мечтать, размечтаться) и прилагательное (мечтательный).
Учитель: А как вы это докажете?
Ученики: По признакам частей речи (перечисляют грамматические категории каждого слова). Существительные и прилагательные склоняются, а глаголы спрягаются.
|
|
Учитель: Давайте вспомним, как это делается.
В результате на доске появляется запись (Во всех столбиках слова разобраны по составу!)
Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдения:
1) если в слове изменяется окончание, то меняется только его внешняя сторона (форма), а лексическое значение остается без изменения – это словоизменение;
2) если в слове меняется основа, т.е. появляются новые части слова, такие как суффикс или приставка, то образуется новое слово, у которого меняется и форма, и лексическое значение, – это словообразование.
«Пауза» для осмысления учебных действий (рефлексивная остановка).
После паузы ученики под руководством учителя начинают осмысливать этапы исследовательской работы и вырабатывать ее алгоритм. Вопросы такие:
• Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме нашего урока? Что мы для этого делали?
• Зачем мы все это делали?
• Что на уроках русского языка является материалом?
В рассуждениях школьникам помогает нарисованный человечек-ученик , действия которого по пути к достижению цели фиксирует учитель. Сначала человечек-ученик ставит перед собой цель: понять, что такое словообразование; затем он определяет материал для работы: ряд однокоренных слов с корнем -мечт-; потом он сравнивает основы слов с корнем -мечт-. Делает он это при помощи графического оформления записи; в результате человечек-ученик получает продукт научной деятельности – вывод.
В конце урока для закрепления понятий даются тренировочные упражнения. Вот одно из них – диктант с заданием по словообразованию: после диктовки выпишите однокоренные слова в левый столбик, а формы одного и того же слова в правый столбик с соответствующим графическим оформлением: