Фрагмент № 1

Тема урока: «Словоизменение и словообразование в русском языке».

Цель урока: научить «строить» понятия «словоизменение» и «словообразование» и различать эти явления в русском языке.

Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?

Ученики: Да. Мы знаем, что слова в русском языке изменяются. Мы знаем, что есть части слов, которые образуют новые слова.

Учитель: А дать определение сможете? Скажите, чем различаются эти явления – словообразование и словоизменение? Сразу сформулировать, конечно, трудно. Давайте разбираться. Какая же цель перед нами стоит?

Ученики: Наверное, надо узнать, что это такое, и научиться отличать словоизменение от словообразования.

Учитель: Хорошо. С чего начнем?

Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.

Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения.

Мечта, мечтатель, мечтательный, мечтать, размечтаться.

мечта мечтатель мечтательный мечтать размечтаться
мечты мечтателя мечтательного мечтаю размечтаюсь
мечте мечтателю мечтательному мечтаешь размечтаешься
мечту мечтателя мечтательного мечтает размечтается
мечтой мечтателем мечтательным мечтаем размечтаемся
мечте мечтателе мечтательном мечтаете размечтаетесь
      мечтают размечтаются

Учитель: Прочитайте. Что общего в данных словах и чем они различаются?

Ученики: Здесь написаны однокоренные слова. У них общий корень, но слова имеют разное значение: мечта – это желание, надежда на что-то в будущем; мечтать – это действие, когда представляешь, чего тебе хочется, может быть, думаешь, как добиться этого; мечтатель – это тот, кто мечтает; размечтаться – это тоже такое действие, когда сам себе рисуешь эти желания, такое приятное состояние; мечтательный – это признак, качество натуры, что ли, когда человек любит помечтать.

Учитель: Действительно, все слова имеют отношение к корню - мечт-. Почему же у них разное лексическое значение?

Ученики: У этих слов разные основы, а когда к корню в основе добавляется суффикс или приставка, то слово меняет свое значение, ведь и суффикс и приставка – значимые части. Они добавляют свои смыслы, и слово становится другим.

Учитель: Молодцы, вспомнили то, что мы изучали и по лексике, и по морфемике. А теперь давайте вспомним грамматику: к каким частям речи мы отнесем эти слова?

Ученики: Два существительных (мечта, мечтатель), два глагола (мечтать, размечтаться) и прилагательное (мечтательный).

Учитель: А как вы это докажете?

Ученики: По признакам частей речи (перечисляют грамматические категории каждого слова). Существительные и прилагательные склоняются, а глаголы спрягаются.

Учитель: Давайте вспомним, как это делается.

В результате на доске появляется запись (Во всех столбиках слова разобраны по составу!)

Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдения:

1) если в слове изменяется окончание, то меняется только его внешняя сторона (форма), а лексическое значение остается без изменения – это словоизменение;

2) если в слове меняется основа, т.е. появляются новые части слова, такие как суффикс или приставка, то образуется новое слово, у которого меняется и форма, и лексическое значение, – это словообразование.

«Пауза» для осмысления учебных действий (рефлексивная остановка).

После паузы ученики под руководством учителя начинают осмысливать этапы исследовательской работы и вырабатывать ее алгоритм. Вопросы такие:

• Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме нашего урока? Что мы для этого делали?

• Зачем мы все это делали?

• Что на уроках русского языка является материалом?

В рассуждениях школьникам помогает нарисованный человечек-ученик , действия которого по пути к достижению цели фиксирует учитель. Сначала человечек-ученик ставит перед собой цель: понять, что такое словообразование; затем он определяет материал для работы: ряд однокоренных слов с корнем -мечт-; потом он сравнивает основы слов с корнем -мечт-. Делает он это при помощи графического оформления записи; в результате человечек-ученик получает продукт научной деятельности – вывод.

В конце урока для закрепления понятий даются тренировочные упражнения. Вот одно из них – диктант с заданием по словообразованию: после диктовки выпишите однокоренные слова в левый столбик, а формы одного и того же слова в правый столбик с соответствующим графическим оформлением:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: