Фрагмент № 2

Загадка

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновало две недели,
Апельсина мы не ели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.

(Луна и месяц)

Мы видим в структуре данного урока-исследования большую часть этапов школьного научного исследования: выявление (видение) проблемы; постановка (формулирование) проблемы; прояснение неясных вопросов; формулировка гипотезы; планирование и разработка учебных действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); анализ и синтез собранных данных; сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; подготовка устного сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение выводов, заключений.

Очень интересно можно провести урок-исследование «Метафора как изобразительно-выразительное средство в тексте», разработанный для старших классов школы учителем из Новосибирска О.В. Воронковой. Учитель определяет его как урок литературы, но мы думаем, что в современных условиях текстоориентированного преподавания русского языка и подготовки школьников к написанию части С ЕГЭ подобный урок целесообразно провести как урок по развитию речи, на котором представлены интегрированные материалы по русскому языку и литературе. Содержание урока предполагает хорошее знание ребятами текстов художественных произведений, предложенных для исследовательской работы, и знакомство с метафорой как элементом художественного текста.

Урок на тему «Пять чаек: жизнь слова в тексте» строится по следующему плану.

I. В начале урока ребята вспоминают, что такое метафора. Это этап выявления и формулирования проблемы исследования, а также прояснения неясных вопросов. Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся в процессе восстановления ранее полученных знаний и формулирования гипотезы. (Если в сравнительном обороте опустить предмет, к которому подобрано сравнение, то тогда получится метафора. Медведь, лиса, тигр, лев, дуб являются общепринятыми метафорами. Аристотель сказал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство в природе».)

II. Этап планирования и разработки учебных действий начинается с задания: дайте волю воображению и придумайте метафору – наполните понятие «чайка» конкретным образным представлением, личным опытом, переживанием, чувством, ассоциацией.

III. Этап сбора данных, сбора наблюдений и доказательств, анализа и синтеза их начинается с вопроса: «Вы придумали собственные авторские метафоры? Могут ли они быть в словаре?» (Нет. Они собственность автора, каждая несет в себе особенности индивидуального стиля, ощущения, личного опыта). «А можно сказать о чайке еще выразительнее?» (Да. Нужен большой талант, живой интерес к миру, особая наблюдательность. Так большие поэты и писали).

IV. Далее начинается процесс сопоставления данных и умозаключений, подготовки сообщений и выступления с ними, переосмысление результатов собственных наблюдений, проверка гипотез.

Работа ведется с четырьмя текстами, в которых есть чайка. Нужно отгадать автора, название, постараться расшифровать метафору, т.е. определить ее роль в тексте, выйти через метафору на стиль автора.

Первый текст – описание степи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: от слов «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…» до «чорт вас возьми, степи, как вы хороши!..».

Гоголевская чайка… Какая она? В каком словесном окружении живет эта «чайка» в тексте? Зачем ее изобрел Гоголь? Важно выслушать все мнения ребят.

Второй отрывок из новеллы И.С. Тургенева «Певцы»: от слов «Песнь росла, разливалась…» до «…я вспомнил о ней, слушая Якова».

Почему автор вспомнил о чайке, когда слушал Якова? Что происходит в финале новеллы? В какой цикл входит новелла? – вот вопросы, которые помогут ребятам в их размышлениях.

Третий отрывок из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»: от слов «– Ах, как нехорошо! Нет хуже этого стыда…» до «…так бы убежала куда-нибудь».

Вопрос: кому принадлежат эти слова? Отыскали чайку в пьесе? Лариса – «чайка» в переводе с греческого. Случайно ли придумано такое имя для героини? Почему?

Четвертый отрывок – монолог Нины Заречной из IV действия пьесы А.П. Чехова «Чайка»: от слов «–…Помните, вы подстрелили чайку?» до «Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Кто в реальной жизни связал в себе образы Ларисы Огудаловой и Нины Заречной? (В.Ф. Комиссаржевская). Какую роль в пьесе играет чайка? Какую чайку Нина Заречная прозревает в себе (помните, в пьесе Треплева она исполняла роль души, вещающей, когда вся жизнь умерла на земле)? Ту, которую так тянет к себе «колдовское озеро»? Ту, которую погубил случайно пришедший человек? И которая была брошена, подстреленная, под ноги Тригорину? А может быть, хватит ей душевных сил, и она, как гоголевская чайка, вновь обретет свободу полета?

V. Следующий этап урока-исследования – построение выводов, заключений.

VI. В конце урока учитель спрашивает у ребят: а где же пятая чайка, которая фигурирует в названии урока?

Ею станет образ, созданный фантазией самих учеников. Творческая работа может быть названа «Моя чайка» или «Я – чайка». Возможен другой вариант задания – написать самостоятельную работу по материалам урока и по личным исследованиям этой темы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: