Механизмы памяти

Вопрос о механизмах памяти чрезвычайно сложен. Его изучает целый ряд наук: физиология ВНД, биохимия, психология.

Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием устойчивых повторяющихся нервных связей (условных рефлексов).

Биохимики связывают этот процесс с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур.

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, свойственных человеку, запоминающему нужную информацию и впоследствии ее воспроизводящему. Основные процессы памяти — это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - главный процесс памяти. От него зависят полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала. Запоминание и воспроизведение обычно происходят в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек гораздо больше запоминает и воспроизводит без волевых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

1. Запоминание. Когда человек воспринимает предметы и явления, образуются временные условно-рефлекторные нервные связи (их еще называют следы памяти). Их физиологическая природа до сих пор не совсем ясна.

Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, потому что именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день. Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что при втором способе обычно достигают лучших результатов, так как человек работает с осмысленным материалом.

2. Сохранение - следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому «банк информации» постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие тускнеют, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркнем важность личностного психологического отношения человека к материалу в процессе запоминания и сохранения.

3. Воспроизведение. Этап воспроизведения (или вспоминания) лежит в основе всех познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из «хранилищ» памяти. Воспроизведение включает три формы:

Узнавание. При повторном восприятии объекта мозг производит сравнение между возбудителями, которые действовали на нас раньше, и теми, которые действуют на наши органы чувств в настоящий момент.

Собственно воспроизведение - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека ранее, хотя сейчас они и не действуют. Выделяют произвольное и непроизвольное воспроизведение.

Припоминание - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливается необходимый материал. До этого он уже 1) различаем, 2) обновляется в сознании, 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который не наблюдается сейчас, например написать, рассказать, нарисовать.

4. Забывание - процесс, противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

Позитивная функция забывания состоит в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти.

Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

1. Теория систематической деформации следов памяти утверждает, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. Это означает, что в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

2. Теория ретроактивного и проактивного торможения утверждает, что восприятие нового материала приводит к нарушениям в памяти предыдущей информации (ретроактивное торможение). Таким же образом любое предыдущее обучение негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное торможение). Например, нельзя после математики сразу учить физику или химию. Процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

3. Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияют на забывание. Например, человек намеренно забывает о травмирующей информации, которая вызывает боль, страх или вину.

3. Фрейд посвятил много времени изучению мотивированного забывания. По мнению 3. Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: