III. Комплектация заказов

На большинстве складов оптовых торговых и производственных предприятий, а также на складах логистических центров данная операция является ключевой, так как именно от нее зависит уровень логистического обслуживания (скорость выполнения заказа, отсутствие ошибок при сборе, т.д.). Данная операция является одной из трудоемких в складском технологическом процессе.

Существует две системы выполнения технологических операций комплектации: «человек к товару» и «товар к человеку».

Система «товар к человеку» является автоматизированной. Управление передвижением товара осуществляется оператором при помощи пульта управления, при этом сам оператор не производит никаких перемещений, товар поступает к окну выдачи автоматически.

Система «человек к товару».

По результатам хронометража работы комплектовщика, проводимого на 23 складах предприятий оптовой торговли, были получены следующие усредненные результаты: 50 процентов времени комплектовщика расходуется на перемещение между местами отборки, 20 процентов – вынужденный простой (ожидание), 20 процентов – работа с документами, 10 процентов – изъятие с места отборки.

Существуют методы оптимизации процедуры комплектации, при которых сокращается общее время сборки заказа за счет полного упразднения простоя и сокращения времени на перемещения.

1. Процедура комплектации начинается с получения накладной на отпуск товара (заявка, лист комплектации и т.д.), обязательным условием является расположение в документе товарных позиций в соответствии с размещением продукции на складе, иначе образуется ситуация, когда накладная составляется в таком порядке, в котором она существует в информационной системе, и комплектовщик вынужден совершать неэффективный путь, то есть неоднократно возвращаться к ранее пройденным местам и т.д.

2. Составление маршрутной карты.

В работе большинства складов данная процедура не используется совсем. Однако оптимальное составление пути движения комплектовщика позволяет существенно сократить время на сборку заказа. Критерием составления маршрутной карты будет являться не только размещение адресов нахождения товара в соответствии с расположением на складе, но и, что более важно, учет принципа «товарного соседства».

3. Отборка груза с мест хранения.

4. Комплектация собранного заказа, его упаковка и маркировка.

Дифференциация в выполнении последних двух операций будет зависеть от вида комплектации – индивидуальной или комплексной. Индивидуальная комплектация заказа заключается в последовательной отборке одного заказа одним сборщиком.

Комплексная комплектация – сборка одного заказа по частям разными комплектовщиками в отдельных секторах склада.

Преимущества: 1)скорость выполнения заказа сокращается в несколько раз, за счет сокращения количества перемещений между местами отборки и упразднения вынужденного простоя; 2) каждый комплектовщик, «прикрепленный» к конкретной зоне, гораздо быстрее узнает номенклатуру, хранящуюся в ней и фактически имеет возможность работать без маршрутного листа; 3) появляется возможность закрепления индивидуальной ответственности за состоянием каждой складской зоны.

Минусом данной системы называют возможность внезапного невыхода на работу части складского персонала и отсутствие в зоне комплектовщика.

Тема 9. Сервис в логистике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: