Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Расчет данного показателя:
η = m / М х 100%
где η - уровень логистического обслуживания;
M - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса; m - количественная оценка фактического объема логистического сервиса.
Приведем варианты расчета величины уровня логистического сервиса.
Вариант 1. Оптовое предприятие, торгует запасными частями к автомобилям определенной марки. Общий список (номенклатура) запасных частей для автомобилей марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Уровень логистического сервиса:
η = 100*500/2000=25%
Для того чтобы повысить значение данного показателя, необходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса, применением более совершенной системы управления, а также по ряду других причин.
Вариант 2. Уровень обслуживания можно оценивается сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняют по следующей формуле:
η =100*(t1+t2+…+tn)/(t1+t2+…+tN),
где N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано;
n - фактическое количество оказываемых услуг;
ti время на выполнение i-той услуги.
Зависимость расходов на сервис от величины уровня обслуживания показана на следующем графике

Рост конкурентоспособности компании, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой - повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.
Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F3, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания







