3.1 Этапы жизненного цикла продукта и изменение направлений торговли.
3.2 Снижение издержек при росте объемов производства.
3.3 Детерминанты и динамика конкурентных преимуществ.
1. Теория, связанная с действием «эффекта масштаба». «Эффект масштаба способствует снижению издержек производства и повышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок - возникает избыток, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходимость выхода на внешний рынок.
Рост объема производства => Узкий внутренний рынок => Избыток => Выход на внешний рынок
2. Теория жизненного цикла товара. Эта теория позволяет объяснить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывает
Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара с, составляет 6/2 = 3 единицы товара с, а в стране В меньше - 10/12 единицы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А по купать товар D на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В - только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 - 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.
|
|
Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товapa D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товapa D, а в стране А меньше - 2/6 =1/3 единицы товapa D. Это означает, что производителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 6/5 единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5 -1/3 = 13/15 единиц товapa D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.
Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.
Условия внешней торговли - это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.
Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара с, составляет 6/2 = 3 единицы товара с, а в стране В меньше - 10/12 единицы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А по купать товар D на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В - только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 - 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.
|
|
Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше - 2/6 =1/3 единицы товара D. Это означает, что производителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 6/5 единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5 -1/3 = 13/15 единиц товара D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.
Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.
Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров,
используются индексы экспортных и импортных цен.
1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны:
Рх = L,XiPi'
где, Xi - доля i-ro товара в суммарном экспорте в базовом году;
Р; - отношение текущей цены на данный товар к цене i-ro товара в базовом году.
2. Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны:
Рт = L,ЩРi
где mi- доля i-ro товара в суммарном импорте в базовом году;
Pi - отношение текущей цены на данный товар к цене i-ro товара в базовом году.
3. Условия внешней торговли:
Т=Рх/Рт.
Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.