Тема 2. Теория международной торговли Хекшера – Олина
2.1 Теория соотношения факторов производства.
2.2 Парадокс Леонтьева.
2.3 Теорема Рыбчинского.
Теория международной торговли Э. Хекшера-Б. Олина
Последователи основателей классической школь – экономисты - неоклассики - стали объяснять международную торговлю через теорию факторов производства.
Каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой - трудовых ресурсов, в третьей - земель.
Суть теории Хекшера – Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает.
Избыток ресурса всегда означает дешевизну.
Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочей силы - страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.
Свое развитие теория Хекшера - Олина получила в теореме Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.
«Парадокс В. Леонтьева
В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследований доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.
В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.
Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США - импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США – экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.
Появился новый фактор - наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснял ось тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности - высокотехнологичные товары.
Парадокс Леонтьева - трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую.
В середине 60-х гг. американский экономист Р.Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
На стадии роста спрос на продукт растет и его производство
расширяется и постепенно распространяется на другие развитые
страны, продукт становится более стандартизованным, увеличи-
вается конкуренция между производителями и расширяется экс-
порт. I
На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.
По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.