Транспортный налог
Состояние автотранспортных магистралей на территории РФ значительно ниже мирового уровня. Строительство и реконструкция их обходится государству значительно дорого. Транспортный налог, являясь основным из источников доходов дорожных фондов, призван обеспечить финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог на территории России. Ежегодно в консолидированном бюджете РФ предусматривается образование целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования определенных государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства. Некоторые из этих фондов создаются в основном за счет соответствующих налогов, которым в законодательном порядке придается целевое значение.
В 2001—2002 гг. в связи с изменениями в налоговом законодательстве, обусловленными продолжением работы по формированию Налогового кодекса РФ, число целевых фондов, образуемых в составе федерального бюджета РФ, резко сократилось. ((СНОСКА 9)) Например, в 2001 г. были упразднены следующие целевые внебюджетные фонды федерального уровня, создававшиеся за счет налогов целевого назначения: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. На региональном уровне целевыми бюджетными фондами являются территориальные дорожные и экологические фонды. До 2003 г. в территориальные дорожные фонды направлялись следующие налоги целевого назначения:
— налог на пользователей автомобильных дорог;
— налог с владельцев транспортных средств.
Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ч. II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» предусматривает уплату оборотного налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств и утрачивает силу в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2003 г.
Этот закон направлен на компенсацию потерь доходов региональных бюджетов в связи с отменой с 1 января 2003 г. Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации».
Итак, в целях компенсации потерь от отмены вышеуказанных налогов предусмотрены следующие меры:
1) во-первых, довольно серьезное увеличение ставки акциза на сигареты на 70 %, на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла) на 45 %. Кроме того, увеличиваются ставки акциза на пиво на 25 %, на алкогольные напитки — на 15 %;
2) во-вторых, увеличение доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 14,5 % до 16 % при одновременном уменьшении доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 7,5 % до 6 %;
3) в-третьих, проведение индексации ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза с последующей передачей этого налога в полной сумме в региональные и местные бюджеты;
4) и, наконец, введение регионального транспортного налога (новая глава, ч. II НК РФ «Транспортный налог»).
Размеры ставок, льготы, порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены принятым Законом Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (№ 109-ЗСО от 25.11.2002 г.) (табл. 14, 15).