Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Ниже приведены четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.
ü Внутриличностный конфликт.
ü Конфликт между личностью и группой.
Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта – конфликт между профсоюзом и администрацией.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
ü Взаимозависимость задач.
ü Различия в целях.
ü Различия в представлениях и ценностях.
ü Различия в манере поведения и жизненном опыте.
ü Неудовлетворительные коммуникации.
Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей.
ü Неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
ü Меньшая степень сотрудничества в будущем.
ü Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации.
ü Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
ü Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
ü Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
ü Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т. е. это – прекращение его существования в любой форме.
Исход конфликта – результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут быть:
· устранение одной или обеих сторон;
· приостановка конфликта;
· победа одной из сторон;
· деление объекта конфликта;
· согласие о правилах совместного использования объекта;
· равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой;
· отказ обеих сторон от посягательств;
· альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.
Основной критерий разрешенности конфликта – удовлетворенность сторон результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.
Условия конструктивного разрешения конфликта
· прекращение конфликтного взаимодействия;
· поиск близких или даже общих точек соприкосновения (карта конфликта);
· снижение интенсивности негативных эмоций;
· устранение «образа врага»;
· объективный взгляд на проблему;
· учет статусов друг друга;
·
![]() |
выбор оптимальной стратегии разрешения.
Рис. 1. Основные формы завершения конфликта







