Классификация природных ресурсов
РАЗДЕЛ 6. ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Проблема развития человеческого потенциала
Проблема освоения и использования космоса
Исследование космоса позволяет странам объединить экономические ресурсы для создания новых материалов, источников энергии, двигателей, приборов, что влияет на развитие электроники и вычислительной техники. Таким образом, космическая промышленность стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей.
Существенно отражается развитие освоения космоса на развитии прогнозов погоды, телевидения и средств связи.
Эта проблема является одной из самых молодых.
Освоение космоса позволило:
§ НТП – развитие фундаментальных наук и прикладных исследований
§ создание новых спутниковых систем глобальной телефонной, радио- и телевизионной связи
§ прогнозирование погоды
§ дистанционная оценка ресурсов полезных ископаемых
§ прогнозирование урожаев с/х культур
|
|
§ использование спутниковых систем спасения при катастрофах на суше и воде.
Сложность проблем освоения космоса обусловлена дороговизной проведения космических исследований.
Развитие экономики любой страны и мировой экономки в целом определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и их качеством. Качество трудовых ресурсов проявляется главным образом в квалификации и трудовой морали.
На формирование человеческого потенциала оказывают влияние:
· Переход к постиндустриальному обществу
· Интернационализация жизни
Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Во второй половине 90-х гг. затраты на образования составляли:
В США – более 5% их ВВП
В Японии – 4% ВВП
В России – 4% ВВП
Одним из показателей квалификационного уровня образования служит среднее общее число лет обучения в начальной, средней и высшей школе:
Таблица 17.
Страны и регионы | Общее число лет обучения |
США | 16 лет |
Германия | 14,5 лет |
Россия | 16-17 лет |
Западная Африка | 2 года |
Восточная Африка | 4 года |
Отдельной задачей в области образования является ликвидация безграмотности населения, особенно в развивающихся отсталых странах.
Большая доля неграмотного населения старше 15 лет:
Бразилия – 17%
Нигерия – 43%
Индия – 48%.
Тема 6.1. Понятие природных ресурсов и их классификация
Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) – природных, демографических, финансовых, предпринимательских и научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики или всей мировой экономики.
|
|
Ресурсами называют любые источники и предпосылки получения необходимых людям материалов и духовных благ.
Под природными ресурсами понимается совокупность природных объектов или природных явлений, которые используются людьми для создания материальных благ, обеспечения воспроизводства населения и повышения качества жизни. Они являются первоисточником, отправной базой экономики всех стран на всех ступенях их развития.
Природные ресурсы являются необходимым условием развитием экономики. Наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам – их обладателям – дополнительные преимущества. При этом неравномерность размещения ресурсов, а также различная обеспеченность стран способствуют развитию МРТ и на этой основе МЭО.
Признаки классификации:
1. По природным группам (по происхождению) – природная (генетическая) классификация.
В основе этого деления лежит принадлежность к тому или иному элементу природной среды, выделяют ресурсы:
· минеральные (полезные ископаемые);
· климатические;
· водные;
· биологические (растительные и животный мир);
· земельные и почвенные;
· лесные;
· ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутренне тепло Земли, энергия ветра);
· рекреационные (объекты и явления, которые можно использовать в целях организации отдыха, туризма и лечения людей).
2. По признаку исчерпаемости и возобновляемости запасов - экологическая классификация:
1. Неисчерпаемые – использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов в настоящее время или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);
2. Исчерпаемые невозобновимые – непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором их дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они не способны к самовосстановлению (минеральные ресурсы);
3. Исчерпаемые возобновимые – ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (флора, фауна, водные ресурсы).
В этой подгруппе выделяют также:
- ресурсы с крайне медленными темпами восстановления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоки качеством древесины)
3. По хозяйственному использованию – хозяйственная классификация, то есть основным критерием является отнесение ресурсов к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы, в соответствии с которым разделяют:
1. Ресурсы промышленного производства:
Энергетические, используемые на всех этапах производства, в том числе:
- Горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, битуминозные сланцы)
- Гидроэнергоресурсы (энергия речных вод)
- Источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов с/х)
- Источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы)
Неэнергетические, представляющие сырье для различных отраслей промышленности:
- Полезные ископаемые
- Воды, используемые для пром. производства
- Земли
- Лесные и биологические ресурсы пром. назначения
2. Ресурсы с/х производства, которые участвуют в создании с/х продукции:
- Агроклиматические ресурсы тепла и влаги, необходимые для выращивания культурных растений и животноводства
- Почвенно-земельные
- Растительные биологические ресурсы (кормовые ресурсы)
- Водные ресурсы (для орошения)