Сектор. Материальное производство

Классификация природных ресурсов

РАЗДЕЛ 6. ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема освоения и использования космоса

Исследование космоса позволяет странам объединить экономические ресурсы для создания новых материалов, источников энергии, двигателей, приборов, что влияет на развитие электроники и вычислительной техники. Таким образом, космическая промышленность стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей.

Существенно отражается развитие освоения космоса на развитии прогнозов погоды, телевидения и средств связи.

Эта проблема является одной из самых молодых.

Освоение космоса позволило:

§ НТП – развитие фундаментальных наук и прикладных исследований

§ создание новых спутниковых систем глобальной телефонной, радио- и телевизионной связи

§ прогнозирование погоды

§ дистанционная оценка ресурсов полезных ископаемых

§ прогнозирование урожаев с/х культур

§ использование спутниковых систем спасения при катастрофах на суше и воде.

Сложность проблем освоения космоса обусловлена дороговизной проведения космических исследований.

Развитие экономики любой страны и мировой экономки в целом определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и их качеством. Качество трудовых ресурсов проявляется главным образом в квалификации и трудовой морали.

На формирование человеческого потенциала оказывают влияние:

· Переход к постиндустриальному обществу

· Интернационализация жизни

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Во второй половине 90-х гг. затраты на образования составляли:

В США – более 5% их ВВП

В Японии – 4% ВВП

В России – 4% ВВП

Одним из показателей квалификационного уровня образования служит среднее общее число лет обучения в начальной, средней и высшей школе:

Таблица 17.

Страны и регионы Общее число лет обучения
США 16 лет
Германия 14,5 лет
Россия 16-17 лет
Западная Африка 2 года
Восточная Африка 4 года
   

Отдельной задачей в области образования является ликвидация безграмотности населения, особенно в развивающихся отсталых странах.

Большая доля неграмотного населения старше 15 лет:

Бразилия – 17%

Нигерия – 43%

Индия – 48%.

Тема 6.1. Понятие природных ресурсов и их классификация

Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) – природных, демографических, финансовых, предпринимательских и научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики или всей мировой экономики.

Ресурсами называют любые источники и предпосылки получения необходимых людям материалов и духовных благ.

Под природными ресурсами понимается совокупность природных объектов или природных явлений, которые используются людьми для создания материальных благ, обеспечения воспроизводства населения и повышения качества жизни. Они являются первоисточником, отправной базой экономики всех стран на всех ступенях их развития.

Природные ресурсы являются необходимым условием развитием экономики. Наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам – их обладателям – дополнительные преимущества. При этом неравномерность размещения ресурсов, а также различная обеспеченность стран способствуют развитию МРТ и на этой основе МЭО.

Признаки классификации:

1. По природным группам (по происхождению)природная (генетическая) классификация.

В основе этого деления лежит принадлежность к тому или иному элементу природной среды, выделяют ресурсы:

· минеральные (полезные ископаемые);

· климатические;

· водные;

· биологические (растительные и животный мир);

· земельные и почвенные;

· лесные;

· ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутренне тепло Земли, энергия ветра);

· рекреационные (объекты и явления, которые можно использовать в целях организации отдыха, туризма и лечения людей).

2. По признаку исчерпаемости и возобновляемости запасов - экологическая классификация:

1. Неисчерпаемые – использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов в настоящее время или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);

2. Исчерпаемые невозобновимые – непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором их дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они не способны к самовосстановлению (минеральные ресурсы);

3. Исчерпаемые возобновимые – ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (флора, фауна, водные ресурсы).

В этой подгруппе выделяют также:

- ресурсы с крайне медленными темпами восстановления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоки качеством древесины)

3. По хозяйственному использованиюхозяйственная классификация, то есть основным критерием является отнесение ресурсов к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы, в соответствии с которым разделяют:

1. Ресурсы промышленного производства:

Энергетические, используемые на всех этапах производства, в том числе:

- Горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, битуминозные сланцы)

- Гидроэнергоресурсы (энергия речных вод)

- Источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов с/х)

- Источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы)

Неэнергетические, представляющие сырье для различных отраслей промышленности:

- Полезные ископаемые

- Воды, используемые для пром. производства

- Земли

- Лесные и биологические ресурсы пром. назначения

2. Ресурсы с/х производства, которые участвуют в создании с/х продукции:

- Агроклиматические ресурсы тепла и влаги, необходимые для выращивания культурных растений и животноводства

- Почвенно-земельные

- Растительные биологические ресурсы (кормовые ресурсы)

- Водные ресурсы (для орошения)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: