Теория культурных универсалий Мэрдока
Теории культуры
До настоящего времени не существует единой теории культуры, которая вобрала бы в себя основные частные теории. Ниже представлены теории, каждая из которых дает определенный «срез» феномена культуры и соответственно вооружает менеджера теми или иными специальными рекомендациями. Их комплексное использование, по-видимому, и характеризует умение менеджера системно применять рекомендации сравнительного менеджмента при понимании культурных особенностей управляемого коллектива и страны, в которой оперирует его бизнес.
От международного менеджера требуется способность выбрать наиболее подходящую для конкретной ситуации теорию, чтобы понять особенности страны и управляемого им коллектива.
В сравнительном менеджменте используются три направления теоретического исследования культуры:
· универсальный,
· системный
· ценностный подходы.
3.2.1. Универсальный подход
Универсальный подход (1940-е гг) базируется на предпосылке, что любая культура состоит из стандартного набора элементов и задача заключается в их выделении и описании.
Джордж Мэрдок в 1945 г. предложил 70 так называемых культурных универсалий, достаточно полно охватывающих феномен национальной культуры. Среди них отметим такие как этика, мораль, религия, семейные характеристики, мифология, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т. д.
Недостаток:
Подход Мэрдока ориентирует менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре, одновременно он предъявляет практически нереальные требования с точки зрения затрат времени менеджера на такого рода изучение.
По-видимому, использование культурных универсалий целесообразно и рационально в условиях многолетней работы менеджера в одной и той же зарубежной стране. Определенное упрощение подхода, особенно для международного менеджера, работающего в нескольких странах, может состоять в выделении 5-7 наиболее важных универсалий и подробном их изучении для этих стран.
В 60-70 гг. XX в. развивается так называемый системный подход к культуре - культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, ее составляющих.
Модель П. Р. Харриса и Р. Т. Морана
Харрис и Моран выделяют 8 основных подсистем:
1. Системы родства | 5. Религия |
2. Образование | 6. Принятые формы и характер общественных союзов |
3. Экономика | 7. Состояние здоровья нации |
4. Политика | 8. Формы и традиции отдыха |
Разумеется, такое разбиение культуры на подсистемы не исчерпывает всей ее полноты, но дает достаточно возможностей для построения профилей национальных культур с учетом их влияния на организационное поведение.