Возникновение сравнительного менеджмента в России

В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразования­ми встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управлен­ческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы:

копирование зарубежной теории менеджмента:

- перевод западных, по преимуществу американских учебников и монографий на русский язык;

- построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям и направлениям;

- использование на практике ос­новных положений теории;

адаптация западной теории менеджмента:

- приспособление западной теории к современным российским условиям;

- подготовка учебных пособий на осно­ве западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики.

Однако, как отмечают исследователи, «невозможно ни прямое копирование за­падного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточ­ной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо... Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета».

Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают из­бежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследовани­ях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие пере­довой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои фи­лиалы и представительства в России.

Понятия «сравнительный менеджмент» и «кросс-культурный менеджмент» появились в российской литературе сравнительно недавно, когда в середине -второй половине 1990-х гг. стали публиковаться отдельные статьи и монографии, а в учебные планы управленческих специальностей и различные программы про­фессиональной переподготовки стали вводиться отдельные дисциплины с таки­ми названиями.

Заметный вклад в становление и разработку учебно-методического обеспечения курса сравнительного менеджмента внесли исследователи и преподаватели из Санкт-Петербургского Государственного университета, Высшей школы экономики, института бизнеса и делового администрирования при АНХ, а также Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Важную роль сыграла реализуемая с 1998 г. Президентская программа подго­товки управленческих кадров. Несколько тысяч молодых российских управлен­цев прошли профессиональную переподготовку на базе российских образователь­ных учреждении, а затем зарубежную стажировку в Западной Европе, США, Канаде и Японии. По рекомендации Федеральной комиссии по организации под­готовки в учебные планы был включен курс сравнительного менеджмента, а для преподавателей вузов организована целая серия методических семинаров. Рос­сийской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) были проведены конференции по проблемам кросс-культурного менеджмента и совместно с Национальным фон­дом подготовки кадров (НФПК).

Во введенных в действие с 2000 г. ГОС ВПО второго поколения по направлению 521500 — Менеджмент среди специальных дисциплин, рекомендуемых Учебно-мето­дическим объединением вузов (УМО), появилась дисциплина «Сравнительный менедж­мент». В 2003 г. появились первые учебные пособия.

Таким образом, сравнитель­ный менеджмент начинает утверждаться в российских вузах в качестве учебной дисциплины и в целом как новый раздел теории и практики менеджмента.

Вопросы для самопроверки

1. Каково значение международного бизнеса в формировании современной системы мирового хозяйства?

2. Какие этапы развития международного бизнеса выделены Робинсоном?

3. Каковы наиболее существенные черты и основные последствия для развития международного бизнеса эры коммерции, эры экспансии, эры концессий, эры национальных государств?

4. Каковы характерные черты и отличительные особенности эры глобализации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: