С точки зрения направления движения различают вертикальную (с направлением вверх или вниз) и горизонтальную коммуникацию.
Вертикальная коммуникация, направленная сверху вниз, поступает из высших уровней иерархической структуры в низшие: от начальника к подчиненным. Это, как правило, приказы, распоряжения с сопровождающими объяснениями задач, целей и методов исполнения, а также оценка работы подчиненных, попытка стимулировать их мотивацию, поддержка и контроль.
К проблемам данного вида коммуникации можно отнести следующие:
• исполнители и руководители часто говорят на разных языках (в прямом и переносном смысле). Даже если рабочий язык общения английский, уровень профессиональной подготовки различен, следовательно, есть опасность остаться непонятым, если один из собеседников злоупотребляет техническими или профессиональными терминами. Как правило, именно на низших уровнях работают представители местных национальных культур, для которых язык менеджеров часто неродной, поэтому необходимо использовать простую, доступную лексику.
• руководителям порой трудно оценить, какую информацию необходимо направлять исполнителям: ее нехватка не позволит работнику правильно и эффективно выполнить задание, а избыток вызовет раздражение. Следовательно, информация должна быть правильно дозирована.
К вертикальной коммуникации, направленной снизу вверх относятся отчеты, служебные записки, различные сообщения подчиненных руководителю о ходе выполнения работы, возникших проблемах, новаторских идеях, рациональных предложениях, а также запросы. Это очень важная для менеджеров «обратная связь», содержащая информацию о состоянии дел, боевом духе работников и возможных причинах недовольства.
Проблемы данного вида организационной коммуникации многочисленны:
• исполнители часто не посылают «наверх» негативные замечания из боязни быть наказанными или уволенными;
• часто направленные замечания остаются без ответа из-за занятости руководителя, и у рабочего создается ощущение бесполезности этого вида коммуникации;
• порой отправленная снизу критика не достигает своего адресата, поскольку перехватывается непосредственным начальником;
• за разъяснением каких-то проблем подчиненные часто предпочитают обращаться к равным по положению сотрудникам, а не к руководителям;
• часто возникает чисто географическая или территориальная причина отсутствия такого вида связи: помещения, в которых работают подчиненные и руководители, могут находиться на разных этажах здания, а порой в разных зданиях, городах, и даже странах, что препятствует быстрой и эффективной коммуникации.
Есть несколько способов разрешения перечисленных проблем:
§ поставить в организации специальные ящики для анонимных предложений и замечаний;
§ руководство может разработать систему поощрений наиболее инициативных сотрудников;
§ руководство может продумать систему коммуникации без промежуточных барьеров, напрямую от самого низшего уровня к самому высшему;
§ ввести порядок обязательной регистрации всех сообщений с контролем принятых ответных мер.
Горизонтальная коммуникация – это обмен деловой информацией между сотрудниками, занимающими равное положение в организации, как внутри одного отдела, так и между отделами. Данный вид коммуникации необходим для создания хороших взаимоотношений между работниками организации, их полноценного общения, а следовательно, и для положительных результатов их совместной деятельности.
Среди проблем данного вида коммуникации следует прежде всего назвать:
• производственный жаргон, присущий каждому отделу и часто непонятный представителям других отделов, выступающим в роли получателей информации;
• довольно распространенная тенденция считать свой участок работы самым важным, что часто препятствует эффективному взаимодействию сотрудников.
В качестве методов преодоления этих проблем рекомендуется:
§ в первом случае упрощать и объяснять сообщаемую информацию;
§ во втором случае развивать способность представлять всю картину деятельности организации и понимать важность для общего дела всех ее отделов и подразделений.
В многонациональных компаниях вертикальная коммуникация имеет место между менеджерами штаб-квартиры (головного офиса) и подразделений различного иерархического уровня. Она может принимать форму финансовой отчетности подразделений перед головным офисом, командировок из локальных подразделений в штаб-квартиры и, наоборот, участия подразделений в процессе планирования и т.д. Горизонтальная коммуникация, с другой стороны, происходит между равными по статусу сотрудниками МНК, но разных функциональных и территориальных подразделений.