Основные стили межкультурной коммуникации

Латеральная и диагональная коммуникация

Быстро распространяющаяся и контролируемая коммуникация

Быстро распространяющаяся коммуникация. В высококонтекстных культурах (например, на Ближнем Востоке) информа­ция распространяется быстро и свободно из-за постоянных тесных контактов и неяв­ных связей между людьми и организациями. Информационные потоки часто являют­ся неформальными.

Контролируемая коммуникация. В низкоконтекстных культурах (как, например, в Германии или США) информация является контролируемой и сфокусированной и потому не распространяется так свободно. Департаментализация ролей и функций, располо­жение офисов и служебных кабинетов заглушают каналы информации; источники информации становятся более формальными.

Латеральная или боковая коммуникация происходит между работниками разных подразделений, не связанными иерархически друг с другом. Латеральная коммуникация имеет важное значение, когда речь идет о распределенных работниках или географически разделенных рабочих группах (командах), выполняющих одина­ковую работу.

Диагональная коммуникация осуществляется между работниками и руководителями различных подразделений. Диагональная коммуникация становится актуальной в связи с возник­новением новых организационных форм (матричные или проектные структуры).

Из классификации деловых культур вспомним классификацию Холла, который делит культуры на высоконтекстные и низкоконтекстные.

Высокий контекст означает, что в межличностных отношениях большую роль играют интуиция и ситуация, а также традиции. В таком обществе договоренности, достигнутые в устном общении, строго соблюдаются, особой необходимости в пись­менном контракте не возникает. Типичные культуры высокого контекста сущест­вуют в некоторых арабских и азиатских странах.

Низкий контекст прямо противо­положен: межличностные контакты четко формализованы, в общении употребляются строгие формулировки, смысловое значение которых не зависит от ситуации и тради­ций. Деловые отношения предполагают обязательное оформление детализированных контрактов. Культуры низкого контекста находятся в промышленно развитых стра­нах Запада.

Эффективная межкультурная коммуникация требует знания и умения использо­вать различные стили коммуникации.

1. Прямой и непрямой стили коммуникации. В высококонтекстных культурах предпочтение отдается непрямой, двусмысленной коммуникации. Одна из причин состоит в том, что участники коммутационного процесса - члены семьи, дру­зья, коллеги, клиенты - стремятся установить близкие межличностные отношения и сформировать большие информационные сети. В результате в этих сетях каждый зна­ет друг о друге достаточно много, и потому нет необходимости полагаться только на вербальные средства выражения мыслей. В процессе передачи информации имеют значение интонация, паузы, выражения лица.

В низкоконтекстных культурах используется прямой стиль общения. Люди зачастую вступают в контакт для выполнения каких-либо задач. Поскольку они не знают друг друга достаточно хорошо, они стараются быть прямыми и фокусируются на самой коммуникации.

2. Искусный, точный и сжатый стили коммуникации. Использование искусного стиля общения характерно для арабских стран, где люди придают большое значение общению, описания событий и вещей сопровождаются детальностью, а элементарный с точки зрения европейца отказ, например, от угощения может сопровождаться по­вторяющимися клятвами и заверениями.

Точный стиль (принятый в Германии, Анг­лии, Швеции) предполагает использование необходимого и достаточного минимума слов и высказываний для передачи сообщений.

Распространенный в Азии сжатый стиль, будучи лаконичным и сдержанным, характеризуется уклончивостью, исполь­зованием пауз и молчания. Например, в незнакомых ситуациях так ведут себя, стара­юсь избежать риска потери лица.

3. Ситуационный и личностный стили коммуникации. Ситуационный стиль делает акцент на роли и взаимоотношениях участников коммуникационного процесса и ха­рактерен для коллективистских культур. Для индивидуалистских культур более ха­рактерен личностный стиль коммуникации, в котором акцент делается на личности.

4. Инструментальный и аффективный стили коммуникации. Аффективный стиль ориентирован на слушающего (получателя информации) и сам процесс коммуника­ции. От собеседников требуется интуитивные навыки в определении значений между слов, поскольку передаваемые сообщения часто являются невербальными. Отсутст­вующая часть сообщений может быть столь же важной, что и вербальные выражения. Этот стиль характерен для коллективистских, высококонтекстных культур Ближ­него Востока (например, Египет и Саудовская Аравия), Латинской Америки и Азии (Япония, Корея).

Инструментальный стиль ориентирован на говорящего и на цель коммуникации. При этом индивид ясно дает понять другой стороне, что хотят от них узнать. Такой стиль больше свойствен для индивидуалистских, низкоконтекстных культур (Швейцария, Дания, Австралия, Канада, США и др.).

Следует, однако, иметь виду, что все перечисленные стили коммуникации так или иначе присутствуют во всех культурах. Другое дело, что в каждом случае исто­рически сложившиеся ценности и нормы, составляющие основу любой культуры, на­ходят свое отражение в конкретном стиле коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: