Лекция 4. Творческие основания культуры
8. Эвристика как наука о творческом мышлении. Творчество есть деятельность, в процессе которой происходит созидание новых ценностей. Отцами эвристики были греческий математик Папп и Сократ («ироническая майевтика»). Современные методы эвристики: проб и ошибок, мозгового штурма, гирлянд ассоциаций, АРИЗ (Г. Альтшулер). Четыре этапа творчества: 1) сбор информации; 2) формулирование проблемы, постановка задачи; 3) решение задачи в виде озарения; 4) обработка полученного результата. Творчество иррационально и происходит преимущественно в рамках «ночного» сознания.
9. Культура как творчество. В соответствии со вторым законом термодинамики энтропия космоса стремится достичь максимума, а энергия - нуля, этому противодействуют антиэнтропийные, эктропийные факторы, в числе которых человек, которого Хайдеггер назвал «пастухом бытия». Задача пастуха - «взращивание» мира, то есть культуротворчество.
Можно указать на следующие основные функции творчества:
|
|
‑ освоение, или переорганизация, переустройство мира в духе созидания усложняющейся упорядоченности мира;
‑ разрушение старых традиций и норм;
‑ созидание новых традиций и норм;
‑ самореализация и самоутверждение в рамках смысла жизни и культуры;
‑ внесение разнообразия и жизни в мир скуки и однообразия (функция «киматоида»).
10. Четыре вида творчества. В зависимости от степени новизны, вносимой в творчестве, можно различать четыре вида:
‑ техническое (решение сложной инженерной задачи путем перенесения известного в одной сфере принципа в другую, где он не известен);
‑ научное (ученый изучает мир и обнаруживает в нем нечто, реально существующее, но людям не известное);
‑ художественное (художник выдумывает такую жизнь, какой в реальности не существовало, но его творчество ограничено тремя условиями: выдумывать правдоподобно, давать концентрированное видение жизни, давать новое видение жизни);
‑ божественное (творчество «из ничего», или «из свободы», по словам Н. А. Бердяева).
11. Эволюция моделей культурного человека. Для смягчения и регулирования противоречивых интересов отдельных индивидов общество вырабатывает систему культурных норм, чтобы обеспечить достижение общего блага. Комплекс нормативных требований к культурному человеку, который служит идеалом для самоидентификации исторически изменчив, можно указать на следующие исторические формы:
‑ мифологический культурный герой-демиург и антигерой-«трикстер»;
‑ конфуцианский благородный муж «цзюнь-цзы»;
‑ античный грек: телесная красота (физическая культура) и политическая культура;
|
|
‑ римлянин: владение землей и ее защита, мужество и агрессивность, правовая культура;
‑ средневековый монах, заботящийся о душе и презирающий тело, и рыцарь с его рыцарской культурой поклонения «прекрасной даме» (недопустимость творчества);
‑ человек эпохи Возрождения, чье достоинство опирается на творческий потенциал и свободу, а также грациозность (Бальтасар Кастильоне);
‑ философ как идеал культурного человека эпохи Просвещения;
‑ джентльмен: состоятельный, воспитанный, принятый в обществе, умеющий себя вести по-джентльменски по отношению к «своим»;
‑ проблема человека в философской антропологии (М. Шелер, Э. Кассирер, Н. Бердяев);
‑ персонализация в противовес обезличиванию (Э. Мунье) в ХХ веке.
12. Человек как творец культуры и ее творение. Три закономерности саморазвития и «самотворения», по К. Свасьяну: естественность, универсальность и невозможность.
Культурный человек сегодня это:
‑ усвоивший ценности-нормы «своей» культуры и собственную идентичность, умеющий отличать «своих» от «чужих»;
‑ свободный и творческий, образованный и мыслящий;
‑ эстетически и художественно развитый, религиозный и нравственный;
‑ умеющий управлять собой, сочетать естественную искренность с цивилизованным этикетом;
‑ универсальный и стремящийся к самореализации и самосовершенствованию, духовному рождению;
‑ владеющий собственностью и содействующий общему благу.