Вопрос 2. Структура и типология общества

Анализ любого системного объекта предполагает изучение его структуры, то есть выявление его составных частей. Как мы установили, общество можно характеризовать через его наиболее крупные части, называемые подсистемами. Но подсистемы, в свою очередь, подразделяются на более дробные компоненты, которые являются их элементами. В роли таких элементов при рассмотрении подсистем общества выступают субъекты, объекты и организационные связи человеческой деятельности.

Субъектом является носитель целенаправленной активности, который воздействует на общество. Поэтому в качестве субъекта могут выступать только люди, имеющие потребности и волю. Но, признавая субъектами только людей, социологи спорят о том, кто именно способен на эту роль. Так, М. Вебер полагал, что субъектами могут быть только отдельно взятые человеческие индивиды. В свою очередь, Э. Дюркгейм считал, что в этой роли могут выступать объединения людей и даже социальные институты – нации, партии и т.д. Однако большинство современных ученых полагает, что такая идея «коллективного субъекта» неправомерна, потому что государства или социальные институты не могут думать и желать; думать и желать могут только люди.

Другая группа элементов общественной жизни представлена объектами, представляющими те предметы деятельности человека, на которые направлена деятельность человека в обществе. В качестве объекта может быть и сам человек (например, человек, пытающийся противодействовать давлению другой стороны). Традиционно же при изучении общества объектами определяют предметы, которые лишены человеческих свойств – вещи и символы. А это не позволяет в полной мере определить строение самого общества.

Кроме того, в структуре общества выделяется совокупность связей, которые существуют между упомянутыми выше субъектами и объектами общества. Связь понимается как взаимная согласованность изменений, при которой смена свойств и состояний одного явления сказывается на свойствах и состояниях другого, связанного с ним. В обществе эти связи между людьми приобретают вид общественных отношений, то есть устойчиво воспроизводимой зависимости между людьми, которая порождается совпадением или несовпадением их интересов и определяет характер и формы взаимодействия между ними.

Как видим, экономическая, политическая, социальная и духовная деятельность, которая лежит в основе подсистем общества, определяет типы отношений между людьми. Однако в социологии характеристика индивида и самого общества предполагает использование более конкретных оснований для описания структуры общества.

Основной и главной единицей общества является человек, имеющий в обществе определенный статус и роль. Статус человека устанавливает положение его в группе или обществе, в системе общественного разделения труда. На его основе определяется характер взаимодействия с другими людьми. При этом статус предполагает выполнение человеком тех или иных ролей, имеющих в своей основе совокупность прав и обязанностей. То есть множество статусов образует социальную структуру общества в виде сложно и иерархически организованных ячеек, скрепленных социальными функциями, которые определяют общественные отношения.

Вместе с тем важное место в организации общества играют социальные группы, представляющие собой совокупность индивидов, ограниченных формальным или неформальным членством. Взаимодействие в ней осуществляется на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. Социальные группы могут объединять различное число людей. Например, большие социальные группы можно подразделить на профессиональные (врачи, преподаватели, инженеры), половозрастные (старики, дети, мужчины, женщины), национальные (русские, американцы, китайцы), религиозные (протестанты, мусульмане, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы) и другие.

Также в социальной структуре общества можно выделить социальные институты. Они представляют собой исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Главными институтами человеческого общества являются семья, производство, образование, религия, государство. Они, в свою очередь, имеют множество частных институтов (например, образование представлено совокупностью школ, техникумов, вузов, научно-исследовательских институтов, министерства образования и пр.).

Таким образом, структурные элементы общества в социологии можно определить следующим образом:

1) человек, занимающий определенное место в структуре общества;

2) социальные группы, составляющих совокупность людей со сходными социальными позициями и ролями;

3) социальные институты, определяющие формы организации совместной деятельности субъектов общества.

При всей своей устойчивости и целостности ни одна система общества не остается раз и навсегда неизменной. В процессе исторического развития общество проходит различные этапы, порождающие разные типы общественного устройства. Поэтому важное значение имеет типология общества, которая может быть осуществлена на разных основаниях. Типология общества производится по тем же теоретическим подходам, что и структурирование.

1 -я типологияпо наличию письменности. Все общества делятся на дописьменные (т.е. не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом, которым фиксируют звуки на материальных носителях). Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор существуют племена, незнакомые с ней. Поэтому их называют доцивилизованными.

2 -я типологияпо числу уровней управления и степени социального расслоения. Согласно этой типологии общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. При этом можно сказать, что простые общества совпадают с дописьменными: у них нет и письменности, и сложного управления и социального расслоения. Соответственно, сложные общества совпадают с письменными.

3 -я типологияпо способу добывания средств существования. Самым древним является охота и собирательство. Примитивные способы добывания средств существования соответствовали характеру организации общества – оно состояло из локальных родственных групп. Позже возникают скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Данное занятие возникло из охоты, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. В свою очередь, огородничество выросло из собирательства и явилось переходной формой от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков, положив начало земледелию.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – признаков, которые присущи цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому.

В XVIII в. земледельческую, или аграрную, цивилизацию сменила машинная промышленность. Наступила эпоха индустриального общества, характеризуемого гигантскими масштабами производства, ростом городов, крупными социальными изменениями в обществе.

4 -я типологияпо способу материального производства. В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию общества, которая исходила из определяющего влияния способа производства и формы собственности. Согласно марксистскому подходу выделяются пять общественно-экономических формаций, выступающих как типы общества и одновременно как последовательные и закономерные ступени его развития: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Общественно-экономическая формация представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе каждой формации лежит тот или иной способ производства, а производственные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности общества, образуют ее сущность и воздействие на соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др., составляя целостный социальный организм.

Наиболее важным признаком деления на общественно-экономические формации является господствующий тип собственности, определяющий характер общественных отношений. Поэтому первобытнообщинная формация характеризуется как общество, где важнейшие средства производства находились в общем владении коллектива. Отсюда выводится уравнительное распределение жизненных благ и социальная однородность, а также солидаристский тип отношений между людьми.

Однако такой строй был связан с низким уровнем развития, а потому был обречен на исчезновение, поскольку тормозил возможности его совершенствования. Постепенно возникало имущественное неравенство, связанное с обособлением семейного производства и потребления. С другой стороны, общественное разделение труда приводило к обособлению социального управления, закрепившего неравенство статусов в обществе. В результате возникла новая общественно-экономическая формация на антагонизме социальных групп.

Возникшая частная собственность постоянно меняла свои исторические формы. Она выступала (1) как «корпоративная» собственность управляющего сословия; (2) как собственность рабовладельцев, использовавших человека как «говорящее орудие»; (3) как собственность феодалов, сочетавшаяся с экономической обособленностью зависевших от них крестьян; (4) как собственность капиталиста, которая распространяется на рабочую силу юридически свободного работника, лишенного необходимых средств производства.

Поэтому история общества может рассматриваться как процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций, в ходе существования которых изменяются формы экономической деятельности людей, социальная организация общества, политическое неравенство людей.

5 -я типологияна основе цивилизационных критериев. Современная социология попыталась объединить все типологии в некую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Даниела Белла. Он разделил общество на три стадии развития: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная.

Данный подход соответствует теории структурно-функционального анализа. Ведь когда одна стадия приходит на смену другой, сопровождаясь изменениями технологии, способа производства, формы собственности, организации социальных институтов, политического режима, культуры, образа жизни, социальной структуры, численности населения. Сторонники данной типологии в качестве важнейшего различия в образе жизни людей определяют сельское хозяйство, индустрию, информационные технологии, сферу услуг и пр. С этим «технологическим» признаком связывают принадлежность того или иного общества к различным стадиям развития, измеряемого в индексах совокупного потребления.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором выступало сельское хозяйство с церковью и армией в качестве главных институтов. В таком обществе господствовала экстенсивная технология; человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы; ценность имела активность, направленная вовнутрь человека; особое значение имели традиции и обычаи, а также религия и др. Поэтому члены общества стремились к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики являлось семейное хозяйство. Появляется эксплуатация человека человеком в виде рабства и крепостной зависимости. Поэтому техническое развитие крайне слабое, а в принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения в традиционном обществе на протяжении длительного времени были развиты очень слабо, как и социальная дифференциация. Но постепенно укрепляется институт частной собственности, система политической иерархии по отношению к власти, совершенствуется законодательство, а на смену системе социальных рангов приходит сложная социальная стратификация.

Индустриальное общество, которое стало оформляться в XVIII в., характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста и урбанизации. Изменяются пропорции участвующих в производстве сельскохозяйственной и промышленной продукции. Усиливается разделение труда. Однако экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе, так как для удовлетворения своих потребностей общество стремится к максимально полной выработке имеющихся в его распоряжении ресурсов. Такое общество ориентируется на активность человека и его преобразовательную деятельность на основе «модернизаторского оптимизма», на автономность личности и ее неотъемлемые права и т.д. Социальная структура стала основываться на машинной технологии. А политические права и свободы, ставшие основой новой политической формы общества – демократии с ее равенством всех людей перед законом, стали существенными в организации общества и общественных отношений для западных стран.

Современное общество характеризуется как постиндустриальное. В отличие от индустриального общества с его стремлением к максимальному развитию промышленности в постиндустриальном обществе более заметную роль начинают играть знания, технология, информация. Большое развитие получает сфера обслуживания, которая выходит на первый план по сравнению с промышленностью.Данное общество испытывает падение веры во всесилие науки, отчасти в связи с достаточным количеством негативных последствий собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические» ценности в их широком смысле: имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и более внимательное отношение к социальному равновесию и гармонии, которые необходимы для адекватного развития общества. При этом данное общество бесспорно признает демократические способы организации общества и управления социальными процессами в нем.

Другие ученые также выдвигали свои варианты стадиального развития цивилизаций. Например, В.Л. Иноземцев выделял доэкономическое, экономическое и постэкономическое общества[20], а О. Тоффлер предлагал рассматривать «первую», «вторую» и «третью» волны цивилизации, которые во многом перекликаются с изложенной выше типологией.

Особый способ типологизации общества основан на концепте социума. Социумэто тип общества, определенная социокультурная целостность, отличающаяся общностью чувств, привычек, традиций и форм жизнедеятельности людей. Если общество – это целостная, исторически сложившаяся система социальных взаимосвязей людей, то социум – это тип общества, точнее говоря, социокультурный тип. Социум не ситуативен. Он формируется в течение длительного исторического периода, в процессе выработки у данной общности людей своих определенных архетипов, традиций, стандартов поведения и реакций. Каждый социум характеризуется своим особым типом мышления, общения и поведения людей. Социумы можно классифицировать по цивилизационному основанию, по господствующей религии, по отношению к внешней среде, по взаимоотношению личности и общества, по политическому режиму и т.п.

Так, для российского социума характерны следующие особенности:

· традиционализм и коллективизм;

· душевность и взаимовыручка в межличностных отношениях;

· обостренное чувство социальной справедливости и уравнительности;

· ценностно-рациональная мотивация социального действия;

· подверженность социальным утопиям и мессианско-эсхатологическим идеологиям и настроениям;

· склонность к идеализации государственной власти и правовой нигилизм;

· максимализм и радикальность, слабость демократических традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: