Вопрос 4. Разрешение и регулирование конфликтов

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1. с точки зрения реализации целей противоборства: а) победоносным; б) компромиссным; в) пораженческим;

2. с точки зрения формы разрешения конфликта: а) мирным; б) насильственным;

3. с точки зрения функций конфликта: а) конструктивным; б) деструктивным;

4. с точки зрения эффективности и полноты разрешения: а) полностью и коренным образом завершенным; б) отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Способы выхода из конфликта:

1. Деструктивный – полная силовая победа одной стороны над другой, но этот вариант чреват реваншем и бесконечным возобновлением конфликта.

2. Регулирование конфликта – это смягчение остроты конфликта, его институализация, введение конфликтных взаимодействий в цивилизованное русло. При этом причины конфликта, лежащие в его основе противоречия сохраняются. Остаются негативные эмоции и установки по отношению друг к другу. Однако интенсивность конфликтного взаимодействия ослабевает, снижается уровень притязаний. Конфликт постепенно затухает.

3. Разрешение – это устранение причин конфликта и нормализация отношений на основе взаимного компромисса.

Подчеркнем, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается оно в позитивном, конструктивном решении проблемы самими участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

Ø стихийное затухание (угасание) конфликта;

Ø устранение конфликта;

Ø перерастание конфликта в другой конфликт.

В любом из вариантов (кроме последних трех) из конфликта выходят через переговоры. Переговоры есть главный и наиболее эффективный путь выхода из конфликта. На переговорах конфликтанты договариваются друг с другом (напрямую или через посредника) и находят взаимный компромисс. Только переговоры способны обеспечить окончательное разрешение конфликта. Войны рано или поздно заканчиваются тем, что воюющие стороны, убедившись в нецелесообразности и даже пагубности продолжения прямого столкновения, садятся за стол переговоров. Если ни одному из противников не удалось достичь явного силового превосходства над другим, а силы исчерпаны, то они вынуждены идти на какие-то взаимные уступки, чтобы договориться о заключении мира и согласовании интересов.

Условия разрешения конфликта:

1) адекватная и беспристрастная диагностика причин конфликта. Требуется отделить интересы от позиций, ибо интересы легче согласовать;

2) прекращение силовых действий и взаимных обвинений;

3) смягчение социально-психологической напряженности;

4) обоюдная заинтересованность сторон в разрешении конфликта;

5) общественное давление на участников конфликта с целью стимулирования выхода из конфликта;

6) готовность сторон к диалогу и компромиссу.

Для успеха переговоров необходим посредник. Посредник помогает сторонам согласовать интересы и найти взаимоприемлемый компромисс. Посредники бывают двух основных типов: «третейский судья» и «играющий тренер». Первый навязывает свои решения и действует на основе законов и инструкций. Для второго важнее сам процесс переговоров, он активизирует обсуждение проблем и поиск взаимного компромисса, не настаивая на собственных предложениях. В зависимости от типа и роли посредника различают такие основные формы переговоров, как:

1. суд, в котором посредником выступает государство и право. Такой посредник навязывает сторонам свои варианты выхода из конфликта и решения спорных вопросов. Здесь больше всего выражен формальный характер урегулирования, а сформулированное судом решение может не устроить какую-либо из сторон или даже обе;

2. арбитраж, предполагающий третейский суд, т.е. индивида (или группу людей), которым обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиняться. Именно арбитр определяет способ выхода из спорной ситуации, а такое «решение постороннего» может не удовлетворить участников конфликта;

3. медиация – это вариант арбитража, при котором посредник не предлагает своего варианта решения проблемы, а лишь стимулирует процесс переговоров непосредственно между конфликтантами. Медиация предоставляет больше возможностей для достижения взаимоприемлемого компромисса, но требует от сторон больше усилий и гибкости, больше переговорной активности.

В процессе переговоров участники и посредники могут вести себя по-разному. Поэтому в этом случае говорят о стратегиях поведения. Стратегии – это типовые модели поведения участников конфликта:

1. Стратегия страуса – отказ от активных действий по разрешению и регулированию конфликта, внешний признак данной позиции – призыв «не драматизировать ситуацию».

2. Стратегия голубя – ориентация на соглашение любой ценой, что означает понижение своих требований и очевидную готовность к односторонним уступкам другой стороне.

3. Стратегия ястреба – агрессивное навязывание своих мнений, решений и действие с позиции силы, неприкрытое давление.

4. Стратегия лисы – затягивание времени с целью перегруппировки своих сил, раскола рядов противника и поиска новых союзников. Опора на демагогию, шантаж и торговлю. Характерно умелое использование процедурных вопросов и формулировки с двойным смыслом.

5. Стратегия согласия – разработка совместной позиции и принятие взаимоприемлемого компромисса в процессе обсуждения проблем.

Подводя итоги, подчеркнем следующее. Социальные взаимодействия, в какой бы сфере они ни развертывались, внутренне противоречивы. Стороны противоречий – это субъекты взаимодействия: социальные общности, организации, личности. Они занимают разные статусы в социальной системе, имеют свои цели и интересы, опираются на свои представления о ценностях жизни, о состоянии и перспективах общественного развития.

Противоречия являются источником социального развития. Их типы, содержание, формы и направленность носят исторический характер и определяются типом и уровнем развития социальных систем.

Если противоречия длительное время не находят адекватного разрешения, они приобретают острую форму социального конфликта, при котором его участники противодействуют друг другу, препятствуют достижению целей. Конфликты развертываются по своей внутренней логике, которая может быть осложнена внешними факторами. Возможность управления динамикой конфликтов различна на разных стадиях.

Социальная система и социальное взаимодействие тогда динамичны и эффективны, когда общество способно оперативно и адекватно разрешать противоречия и регулировать конфликты. Иначе накопление и обострение социальных конфликтов может привести к кризису и распаду всей социальной структуры, к системному кризису социума.

Выход из конфликта предполагает переговоры. Успех переговоров зависит от готовности сторон к поиску компромисса, типа посредника и формы переговоров. Чем больше сами конфликтанты участвуют в поиске решения, тем выше возможность успешного разрешения конфликта. Поэтому оптимальной формой переговоров принято считать медиацию.

Российское общество длительное время находится в хроническом состоянии системных конфликтов. Эти конфликты порождены противоречиями переходного периода, затянувшимися и непоследовательными преобразованиями. Требуется обдуманная и целенаправленная стратегия разрешения социальных противоречий и выхода из состояния системного кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: