Основные этапы процесса управления риском представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Общая схема процесса управления риском
Начальным этапом процесса управления риском является анализ риска, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить размеры отдельных рисков и риска проекта в целом.
Качественный анализ предполагает:
- идентификацию (установление) всех возможных рисков;
- выявление источников и причин риска;
- выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.
В процессе качественного анализа важное значение имеет как полное выявление и идентификация всех возможных рисков, так выявление возможных потерь ресурсов, которые сопровождают наступление рисковых событий.
|
|
Количественный анализ предполагает численную оценку рисков, определение их степени и выбор оптимального решения.
Так как каждый вид риска допускает несколько традиционных способов его уменьшения, то возникает проблема оценки сравнительной эффективности воздействия на риск для выбора наилучшего из них с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.
Этап принятия решения подразумевает возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.
Процесс непосредственного воздействия на риск представлен условно тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска.
Контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии происходит на основе новой информации, поступающей от менеджеров. Контроль может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д.